Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Демографическая среда



Демографические характеристики и тенденции развития населения играют в конъюнктуре спроса на образовательные услуги особенно важную роль.

2.5. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

В период 90-х - начала 2000-х годов, численность постоянного населения России существенно сократилась. Несмотря на тенденцию стабилизации общей численности к 2012 году усиливается тенденция к старению и сокращению населения в трудоспособном возрасте.

Негативные тенденции могут постепенно преодолеваться в результате мер по улучшению демографической ситуации, реализуемых в рамках мероприятий по выполнению Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также принимаемых мер в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Консервативный и инновационный сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации базируются на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Суммарный коэффициент рождаемости по данному сценарию в 2030 году составит 1,7 (в 2011 году 1,6). На рост рождаемости могут оказать влияние следующие меры: предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего (или последующего) ребенка; создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище", а также обеспечение жильем молодых специалистов в сельской местности; развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста; поддержка за счет средств федерального бюджета субъектов Российской Федерации, которые введут пособие на третьего и последующих детей.

Кроме того, на улучшение показателей рождаемости будут влиять меры по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, улучшению работы службы родовспоможения, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов, расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий.

К числу негативных факторов, влияющих на демографическую ситуацию, относятся структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста 20 - 29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период. Кроме того, тенденция демографического старения населения приведет к росту общего коэффициента смертности до 14 в 2030 году (13,5 в 2011 году). При этом ожидаемая продолжительность жизни к 2030 году увеличится до 74 лет. (Более подробное описание гипотез демографического развития приводится в Приложении 17).

Основные меры по снижению смертности будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально-значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.

Акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании также позволит улучшить показатели смертности.

Комплекс мероприятий по сохранению здоровья работников на производстве, внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности за здоровье работников для работодателей позволит несколько снизить уровень смертности среди лиц рабочих возрастов и замедлить сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Вследствие вхождения в активный репродуктивный возраст малочисленных контингентов, родившихся в 1990-е годы, существенно ухудшится возрастной состав населения. При этом численность населения трудоспособного возраста уменьшится с 87,5 млн. человек в 2011 году до 77,4 млн. человек в 2030 году, численность населения старше трудоспособного возраста вырастет с 32,1 млн. человек до 40,7 млн. человек к 2030 году. В результате вырастет демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если в 2011 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 году будет приходиться 831 нетрудоспособный.

В этих условиях возрастает роль миграции населения в формирования трудового потенциала и его размещения по территории страны. На регулирование миграционных процессов направлена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г. N Пр-1490, в которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Реализация мероприятий Концепции позволит совершенствовать миграционное законодательство в части модернизации механизма определения потребности российской экономики в иностранных работниках, упрощения порядка въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов, развития образовательной и академической миграции, совершенствования механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у российских физических лиц, содействия территориальной мобильности российских граждан.

Модернизация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289, предусматривающей расширение категорий переселенцев и мер их поддержки, дифференциацию этих мер по категориям переселенцев, будет способствовать увеличению числа участников Государственной программы.

Реализация мероприятий госпрограммы позволит закрепить людей на территории субъектов Российской Федерации, даст возможность их жилищного обустройства в избранном для постоянного проживания субъекте Российской Федерации, а также обеспечить адекватные условия для жизни и работы данной категории лиц на территориях вселения.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей на территориях указанных государств функционирует единый рынок труда, что может привести к увеличению численности трудовых иммигрантов, прибывающих в Россию.

 

Средний сценарий (тыс. человек)

 

 

В результате активных мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, миграционный прирост населения может составить 320 - 341 тыс. человек ежегодно, при этом естественную убыль населения такой уровень миграции будет полностью компенсировать только до 2017 года. Численность постоянного населения в 2017 году составит 143,9 млн. человек против 143 млн. человек в 2011 году. С 2018 года вследствие естественной убыли населения численность постоянного населения будет снижаться - до 141,8 млн. человек в 2030 году.

Оптимистичный сценарий демографического перехода и максимальная эффективность выполнения мер по улучшению демографической ситуации учтена в высоком сценарии демографического прогноза, на основе которого формируется форсированный вариант (вариант 3) прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В этом сценарии к 2030 году суммарный коэффициент рождаемости увеличится до 1,96, общий коэффициент смертности снизится до 11,2 и продолжительность жизни вырастет до 78 лет.

 

Высокий сценарий (тыс. человек)

 

 

Миграционный прирост по высокому сценарию предполагается выше среднего сценария, составит 320 - 531 тыс. человек ежегодно и будет полностью компенсировать естественную убыль населения. Численность постоянного населения к 2030 году увеличится до 151,4 млн. человек.

 

Научно-техническая среда

Научно-технический прогресс - один из наиболее крупномасштабных факторов прямого действия, определяющий спрос на ОУ конкретных профилей и специальностей подготовки, т.е. ассортимент ОУ.Это прямое действие оказывается в ряде случаев более весомым, чем часто противодействующее ему влияние других сфер ОМС, включая демографическую, политическую и пр.

2.2. МИРОВОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ( стратегия 2030)

 

Основной вектор глобальной инновационной динамики будет в значительной степени определяться ускоренным развитием конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, когнитивных технологий. Приложения новых технологий не только станут основой для формирования новых рынков, но и существенно повлияют на облик традиционных областей (энергетики, транспорта, промышленного производства и др.). Эти тенденции нашли свое отражение в системе приоритетов мировых центров научно-технического развития.

Представленные тенденции нашли свое отражение в системе приоритетов мировых центров научно-технического развития.

Стратегия США направлена, во-первых, на реиндустриализацию экономики, как ответ на тенденцию переноса производства в страны Юго-Восточной Азии. Это окажет влияние как на направления технологического развития внутри страны (повышение значения передовых технологий обрабатывающей промышленности), так и на сокращение экспорта технологий и высокотехнологичных производств за рубеж. Во-вторых, США будут ориентироваться, прежде всего, на те направления научно-технического прогресса, которые связаны с формированием нового технологического "ядра", а именно - развитие конвергентных нано-, био- и инфотехнологий, когнитивных технологий. Кроме того, стратегически важное значение для США имеют как уменьшение зависимости от импорта топлива, так и обеспечение национальной безопасности <1>.

--------------------------------

<1> Science and Technology Priorities for the FY 2011 Budget.

 

В период кризиса программа технологического развития Японии претерпела существенные изменения. В 3-м Генеральном плане научно-технологического развития (2006 - 2010 гг.) <1> выделялись четыре приоритетные области: науки о жизни, ИКТ, экология и нанотехнологии/материаловедение. В 4-м отчете по научно-технологической политике (2011 - 2015 гг.), который предшествует 4-му Базовому плану, область приоритетных направлений сократилась до двух: науки о жизни и экология. Подобный выбор приоритетных областей развития науки и техники обусловлен новой стратегией роста Японии, которая предполагает выбор "третьего пути" развития <2>, предполагающего максимальный учет сложившейся в стране ситуации и вызовов дальнейшему развитию.

--------------------------------

<1> Science and Technology Basic Plan, Japan. 2006.

<2> "Первый путь" - развитие общественного сектора. Это направление было использовано в Японии в 1960 - 1970 гг. при активном развитии базовых инфраструктурных объектов: дорог, аэропортов, портов и т.д. "Второй путь" - экономическая политика, направленная на стимулирование увеличения производительности.

 

Приоритеты мировых центров научно-технического развития


 

  США Германия Япония Франция Великобритания Китай
Медицина и биотехнологии Медицина и биотехнологии Медицина Инновации для жизни Медицина и биотехнологии Медицина Медицина
Система производства с/х продукции с высокой добавленной стоимостью
ИКТ ИКТ Коммуникационные технологии ИКТ "Креативные" отрасли Система всепроникающей информационной сети
Новые материалы Композитные материалы   Композитные материалы     Композитные материалы
"Зеленые" технологии Экологически чистая энергетика Экология/ энергетика Переработка отходов, альтернативная энергетика Переработка отходов, чистая вода, альтернативная энергетика Переработка отходов, альтернативная энергетика Устойчивая ресурсная база, атомная энергетика
Производственные технологии Управление сложными системами   Робототехника, обработка металлов     Технологии умного производства
Другое Технологии космической и авиационной отраслей Мобильность Науки о Земле, технологии скоростного железнодорожного движения Атомные и термоядерные технологии, технологии скоростного железнодорожного движения "Креативные" отрасли Использование потенциала космоса и океана
Оборонные технологии Безопасность Система безопасности, оборона
Технологии транспортной отрасли

 

Источник: A Strategy for American Innovation. Securing Our Economic Growth. National Economic Council, Council of Economic Advisers, and Office of Science and Technology Policy, 2011; Creative Industries. Strategy 2009 - 2012, Technology Strategy Board; Japan's Science and Technology Basic Policy Report. Council for Science and Technology Policy, 2010; National Research and Innovation Strategy. Ministry for Higher Education and Research, France, 2010; Research and Innovation for Germany. Results and Outlook. Federal Ministry for Education and Research, 2009

Стратегия развития науки и технологий в Германии основывается на удержании конкурентных позиций в традиционных отраслях машиностроения, а также на занятии сопряженных рынков экологических технологий и технологий безопасности.

Государственная научно-техническая и инновационная политика во Франции ориентирована на преимущественное занятие новых перспективных рынков: био- и нанотехнологий, сегмента программирования и сенсоров в ИКТ.

Приоритеты развития науки и технологий в Великобритании направлены в первую очередь на развитие новых рынков, которые, с одной стороны, будут отвечать национальным и мировым потребностям, с другой - позволят реализовать потенциал конкурентоспособности британской экономики.

Стратегия развития науки и технологий в Китае направлена на увеличение независимости индустриального потенциала от технологий развитых стран и создание универсальной машиностроительной базы, при этом отдельное внимание уделяется формированию фундамента для вхождения в число мировых технологических лидеров в будущем.

При условии появления прорывных технологий и оформления ядра нового технологического уклада возможно ускоренное развитие "закрывающих" технологий в развитых странах (прежде всего США, Японии, Франции, Германии), что приведет к новому экономическому скачку. Для развивающихся стран это может означать потерю позиций, достигнутых в период индустриального развития.

В случае затягивания инновационной паузы можно ожидать усиления конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции с инерционным выдавливанием и перераспределением долей ряда развитых стран (Великобритании, Франции, Японии) в пользу развивающихся. В то же время, видимо, образуются новые глобальные рынки на базе экологических, ресурсосберегающих, а также современных инфраструктурных технологий, за счет которых развитые страны смогут поддержать свой экспорт.

Общей тенденцией является обеспечение устойчивой энергетической базы (возобновляемая энергетика, ядерная энергетика, нетрадиционные месторождения углеводородов, синтетические моторные топлива), а также развитие трудосберегающих технологий (особенно в развитых странах).

В России ключевые области научно-технического прогресса отражены в перечне Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации <1> гражданского характера, которые в целом отвечают мировым научно-технологическим приоритетам:

--------------------------------

<1> Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899.

 

- информационно-телекоммуникационные системы;

- науки о жизни;

- индустрия наносистем;

- транспортные и космические системы;

- рациональное природопользование;

- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Развитие указанных направлений будет связано с рядом глобальных трендов в области науки и технологий, которые обусловят необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений исследований и технологических разработок, что обеспечит значительный рост важнейших секторов мировой экономики.

 

 

Вопросы :

1. Какова общая динамика или тенденции изменений в отечественной окружающей маркетинговой среде после 90-х годов системного социально-экономического кризиса ?