Основные направления деятельности социального-педагога по коррекции агрессивного поведения подростков
Помощь в ✍️ написании работы
ГУО «Средняя школа №6 г.Орши» - первая школа в городе Орше, в которой с 1988 года были организованы классы с архитектурно-художественным уклоном. С 2005 года на базе 10-11 классов открыты группы с изучением спецкурса «Безопасность жизнедеятельности» (МЧС).
Образовательный процесс осуществляется педагогическим коллективом, в состав которого входят более 68% учителей высшей и первой категории.
Учащиеся школы имеют высокие достижения в городских, областных, республиканских творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.
Школа предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг: факультативные занятия по следующим направлениям – предметное, спортивное, музыкальное, театральное, художественное, хореографическое, экологическое, развивающее.
На платной основе организованы занятия по английскому языку, информатике, по подготовке детей к обучению в школе, школа тестирования для учащихся 9-11 классов, спортивно-оздоровительные кружки, дискотеки для учащихся.
Основная цель ГУО «Средняя школа №6 г. Орши» - создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, творческого, физического развития учащихся.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.04.2006г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» (далее - Положение) в учреждении образования создается социально-педагогическая и психологическая служба (далее - СППС). Объединение специалистов в СППС направлено на интеграцию и координацию их деятельности, повышение результативности социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства.
На основании Положения учреждения образования разрабатывают и в установленном порядке утверждают свое Положение о СППС.
СППС учреждения образования создается, реорганизуется и ликвидируется приказом (распоряжением) руководителя учреждения с соблюдением трудового законодательства, коллективного договора и уведомлением профсоюзного комитета.
В условиях функционирования СППС учреждения образования должны вырабатываться и реализовываться стратегия и тактика разрешения актуальных проблем детей и учащейся молодежи.
Состав СППС учреждения образования определяется в соответствии с п.10 главы 3 Положения. Специалистами службы являются, прежде всего, педагог социальный и педагог-психолог. По усмотрению руководителя учреждения в состав СППС учреждения образования могут быть включены педагог-организатор, дефектолог, медработник, юрист, методист. Содержание работы этих специалистов в составе СППС учреждения образования определяется их должностными обязанностями.
Общее руководство деятельностью СППС учреждения образования осуществляется в соответствии с п.4 Положения руководителем учреждения образования. Заместитель руководителя по воспитательной работе координирует и направляет деятельность СППС.
Из числа наиболее опытных специалистов СППС руководителем учреждения образования может назначаться специалист, ответственный за ее работу. В обязанности ответственного специалиста входит непосредственная организация деятельности СППС.
Координацию деятельности педагогов социальных и педагогов-психологов СППС учреждения образования по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями в соответствии с п.27 Положения осуществляют социально-педагогические центры (далее - СПЦ), которые оказывают им организационную и методическую помощь.
До планирования работы на очередной учебный год необходимо провести районные (городские) совещания СППС с участием специалистов СПЦ, на которых должны быть определены приоритетные направления деятельности СППС учреждений образования, их взаимодействие.
Специалисты СППС учреждения образования участвуют в работе районных, городских (областных) методических объединений.
Управления (отделы) образования обеспечивают координацию деятельности СППС учреждений образования по всем направлениям работы службы с учетом особенностей региона.
На работников СППС распространяются правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования.
Распределение рабочего времени по направлениям деятельности педагога социального, педагога-психолога и других специалистов СППС осуществляется на основании их должностных инструкций и планов работы. Графики работы специалистов СППС утверждает руководитель учреждения образования.
Информация о работе специалистов СППС учреждения образования должна систематически доводиться до сведения учащихся, их родителей, педагогов. Для этого целесообразно использовать информационные стенды в учебных кабинетах и общих коридорах, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для родителей, встречи с учащимися в классах и группах.
В пределах 40 часов рабочего времени в неделю специалисты СППС самостоятельно планируют свою работу для выполнения должностных инструкций, утверждаемых руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик педагога социального и педагога-психолога (утверждены постановлением Министерства труда от 28.04.01 г. № 53). Работа в библиотеке с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по профессиональному совершенствованию входит в рабочее время специалистов. Это время согласовывается с руководителем учреждения образования.
Подростковый возраст является кризисным возрастом, и в данный период под влиянием неблагоприятных факторов может развиться агрессивное поведение. К неблагоприятным факторам относятся такие как: индивидуальный, психолого-педагогический, социально-психологический, личностный, социальный.
Для устранения неблагоприятных факторов необходимо проводить коррекционную работу.
Основные направления коррекции агрессивного поведения подростков в школе:
1. работа с подростками;
2. работа с родителями подростков;
3. организация совместной деятельности детей и родителей.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальнуюдезадаптацию подростка.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
1. выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности подростков и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
2. современная диагностика асоциальных отклонений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении подростков, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
С целью определения агрессивности поведения подростков было проведено анкетирование учеников.
После проведенного исследования все анкеты были собраны для обработки анкет. После обработки Теста выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьва и Т.М.Титаренко, можно сказать, что большинство учащиеся 8-7 классов испытывают среднюю степень тревожности в школе: средняя степень тревожности 60%, низкая степень тревожности 40%, высокая степень тревожности 0%.
Рисунок 2.1 – Степень тревожности у учащихся 8-х классов
Обработка результатов, полученных с помощью опросника Басса-Дарки, показала, что учащиеся 8-7 классов не испытывают сильные агрессивные чувства. Всего в опросе участвовало 26 учеников 8 класса и 25 учеников 7 класса.
У девочек 8 класса (46,2% от всех учащихся 8класса) агрессивные чувства в норме – 58,3%, меньше нормы - 41,7%; враждебные чувства в норме - 75%, больше нормы - 25%.
У мальчиков 8 класса (53,8% от всех учащихся 8класса) агрессивные чувства в норме - 64,3%, меньше нормы - 35,7%; враждебные чувства в норме - 57,1%, больше нормы - 42,9%.
У девочек 7 класса (44% от всех учащихся 7 класса) агрессивные чувства в норме - 63,6%, меньше нормы - 36,4%; враждебные чувства в норме - 54,5%, больше нормы - 45,5%.
У мальчиков 7 класса (56% от всех учащихся 7 класса) агрессивные чувства в норме - 28,6%, меньше нормы - 71,4%; враждебные чувства в норме - 57,1%, больше нормы - 42,9%.
Результаты агрессивности и враждебности учащихся, выявленных с помощью опросника Басса-Дарки представлены на рисунках 2.2 и 2.3.
Рисунок 2.2 – Результаты исследования агрессивности учащихся
Рисунок 2.3 – Результаты исследования враждебности учащихся
После обработки и анализа проведенного исследования результаты были предоставлены в социально-педагогическую и психологическую службу школы. Совместно с психологом школы и социальным педагогом обсудили результаты и были выбраны направления для разработки программы по преодолению агрессивного поведения учеников.