Он пояснил свое определение на таком ярком и жизненном примере, что я и сегодня могу воспроизвести его слово в слово.
— Предположим, я иду по коридору и встречаю одного из своих сотрудников, который говорит мне: «Доброе утро, босс. Могу я отнять у вас минутку? У нас проблема». Я должен знать о проблемах своих людей, поэтому я останавливаюсь и слушаю, пока он более или менее подробно разъясняет суть проблемы. Проблема меня засасывает, и, поскольку решение проблем — мой хлеб, я не замечаю, как летит время. Когда я, наконец, смотрю на часы, выясняется, что прошло не пять минут, а полчаса. Из-за этого я опаздываю туда, куда первоначально направлялся.
Об изложенной мне проблеме я знаю достаточно, чтобы понять, что она требует моего внимания, но еще не достаточно, чтобы принять какое-то решение. Поэтому я говорю: «Это очень важная проблема, но у меня больше нет времени обсуждать ее сейчас. Я подумаю и сообщу вам». И на этом вы расходитесь.
— Если бы вы были посторонним внимательным наблюдателем, — продолжал Одноминутный Менеджер, — вы, вероятно, легко бы поняли, что произошло в этой ситуации. Гораздо труднее увидеть картину, когда находишься внутри ее. Перед тем как мы встретились в коридоре, обезьяна сидела на плечах моего сотрудника. Пока мы совместно обсуждали интересующую нас обоих проблему, обезьяна двумя лапами держалась за мою спину, двумя — за его. Но когда я сказал: «Я подумаю и сообщу вам», обезьяна переставила лапы со спины моего подчиненного на мою спину, и мой подчиненный зашагал прочь, став легче на тридцать фунтов. Почему? Потому что обезьяна теперь всеми лапами вцепилась в мою спину.
— Теперь представим на мгновение, что вопрос, о котором шла речь, был частью обязанностей моего подчиненного. И предположим также, что этот подчиненный вполне мог бы сам предложить какие-то решения вопроса, который он поднял. Когда же я позволил обезьяне перебраться на мою спину, то добровольно вызвался сделать две вещи, которые, в общем-то, входят в обязанность моего подчиненного: (1) я взял ответственность за решение этой проблемы на себя, сняв ее с подчиненного, и (2) пообещал ему доложить об исполнении.
«В каждую обезьяну вовлечены две стороны:
та, которая работает,
и та, которая надзирает»
— В только что описанном примере вы можете видеть, что я взял на себя роль работника, предоставив своему подчиненному роль надзирателя. И проста чтобы удостовериться, что я знаю, кто теперь начальник, на следующий день этот подчиненный несколько раз останавливает меня в коридоре и говорит: «Привет, босс. Как дела?» И если я не решаю вопрос удовлетворительным для него образом, он начинает давить на меня, чтобы я делал то, что на самом деле является его работой.
Я был потрясен. После столь яркого описания переключения ролей я отчетливо представил себе десятки обезьян, обосновавшихся в моем собственном кабинете.
Самым свежим примером такой обезьяны была недавно полученная мною записка от Бена, в которой говорилось: «Босс, мы не получаем необходимой поддержки от отдела снабжения по проекту "Бета".Не могли бы вы поговорить об этом с их менеджером?» Я, конечно, согласился. С тех пор Бен уже дважды проверял меня: «Как дела с проектом "Бета"? Вы уже разговаривали с отделом снабжения?» И оба раза я виновато отвечал: «Еще нет, но не беспокойтесь, я этим обязательно займусь».
Другой обезьяной была просьба Марии, которая обратилась ко мне за помощью - потому что я, как она хитро выразилась, «лучше знаю работу организации и технические "особенности некоторых проблем», чем она.
Еще одной обезьяной, которой я обещал заняться, явился круг обязанностей для Эрика, которого перевели из другого отдела, чтобы занять созданную в моем отделе новую должность. У меня не было времени точно описать, в нем состоит эта новая работа, поэтому, когда он спросил меня, чего от него ожидают, я пообещал составить описание работы, чтобы прояснить его сферу ответственности.
Я быстро перебирал в мыслях всю эту свору обезьян и то, как я приобретал их. Две недавние обезьяны имели вид незавершенных отчетов Лизы и Гордона. Я планировал проанализировать отчет Лизы, отметить моменты, требующие большей проработки, и вернуть ей отчет с рекомендуемыми изменениями. Что же касается отчета Гордона, то он возвращался ко мне уже в четвертый раз. Я уже думал о том, не лучше ли закончить его самому, нежели лишний раз связываться с этим типом.
Обезьяны, обезьяны, обезьяны!.. У меня было даже несколько рикошетных обезьян!
Эти обезьяны были созданы Марией, чей стиль работы часто вызывал проблемы у людей из других отделов нашей организации. Затем те другие люди отсылали эти проблемы мне, на что я неизменно отвечал: «Я посмотрю и верну вам».
Задумавшись обо всем этом, я понял, что некоторые из этих обезьян были скорее благоприятными возможностями, нежели проблемами. Бен, например, — очень творческий человек, постоянно рождающий свежие идеи. Но развитие этих идей и превращение их в законченный продукт, мягко говоря, не самая сильная его сторона. Поэтому он присылает мне ряд предложений, которые хоть и не доработаны, но в потенциале настолько плодотворны, что я сам составляю перечень мер, необходимых для их реализации.
Мысленно перебирая накопившихся обезьян, я понял, что с большинством из них должны работать мои подчиненные. Но некоторые обезьяны все же принадлежали только мне — они составляли часть моих профессиональных обязанностей. Во-первых, если кто-то из моих людей болен, или необучен, или по другим причинам не в состоянии выполнить возложенную на него работу, я должен помочь ему. Когда возникают экстренные ситуации, я должен брать на себязаботу об обезьянах, с которыми в обычных обстоятельствах успешно справились бы мои сотрудники. Во-вторых, в ситуации, когда подчиненный формулирует свои предложения по решению определенной проблемы. Когда он вручает мне свои рекомендации, один или несколько следующих ходов должен сделать я сам: прочитать или выслушать рекомендации, задать вопросы, обдумать их, принять решение, отреагировать и так далее.
Порочный круг
Одноминутный Менеджер подтвердил мое наблюдение, что некоторые обезьяны принадлежат мне, но мы оба согласились с тем, что подавляющее число обезьян, заполонивших в то время мой кабинет, мне не следовало пускать к себе.
Легко можно представить, каким образом это становится порочным кругом. Когда я с готовностью забираю у людей обезьян, которых они мне предлагают, у них создается впечатление, что я хочу этого. И вполне естественно, что чем больше я беру, тем больше мне дают. Вскоре обезьян у меня собирается столько, что я не в состоянии справиться с ними в свое рабочее время (учитывая, что у меня есть масса других служебных обязанностей, за выполнение которых с меня спрашивает начальство и многие другие), но они продолжают поступать.
Тогда я начинаю «одалживать» время у своей личной жизни: у физических упражнений, хобби, общественной деятельности, церкви, а затем и у семьи. (Я придумываю себе отговорку, что важно не количество, а качество времени, проводимого вместе.)
Наконец я достигаю такого момента, когда времени больше уже взять негде. Но обезьяны продолжают прибывать. Я начинаю откладывать дела в долгий ящик. Я откладываю, а служащие ждут. Я ничего не делаю с этими обезьянами, сотрудники ничего не делают, и стоимость простоя удваивается!
Изо дня в день откладывая решение вопросов я создавал «пробку», и задерживаемые мною сотрудники становились «пробками» дли людей из других отделов. Когда эти люди жаловались мне, я обещал разобраться и сообщить им. Время, растрачиваемое на этих запрыгивающих сбокуобезьян еще более сокращало возможности справляться с обезьянами моих собственных подчиненных. Потом до моего начальства доносились слухи, что корень проблемы — в моем отделе, и оно начинало требовать от меня все больше отчетов. Эти дополнительные обезьяны имели приоритет перед всеми другими, и времени у меня оставалось еще меньше. Оглядываясь на эту груду проблем, я понимаю, что был первопричиной заторов во всей организации; просто невероятно, сколько трудностей я породил.
Конечно, еще большей была цена упущенных возможностей; растрачивая все свое время на чужих обезьян, я не имел никакой возможности работать над своими обезьянами. Не я управлял — мною управляли. Я был не проактивен, а сугубо реактивен. Я не успевал даже реагировать — какая уж тут инициатива.
Решение
На протяжении всего обеда мы с Одноминутным Менеджером. говорили преимущественно о тех проблемах, которые обезьяны создают в организациях. Мы уже почти закончили, когда мне вдруг пришло в голову, что я так и не выяснил, а что, собственно, делать со всеми этими обезьянами. Поэтому я сказал:
— Признаю, я собрал у себя огромный питомник чужих обезьян. Но что мне теперь со всем этим делать? И как мне быть с проблемами, возникшими между мной и начальницей, а также с поглощающими массу времени запросами неподотчетных мне сослуживцев?
Он ответил:
— Многие из обезьян, запрыгивающих на вас сверху — от начальства и со стороны — от ваших коллег-менеджеров, — являются отпрысками обезьян, прыгающих снизу — от ваших подчиненных. Когда вы исправите положение со своими подчиненными, у вас появится время расправиться с двумя другими потоками обезьян. Но здесь не время и не место обсуждать детали этого процесса. Лучший способ научиться этому — посетить семинар, называемый «Управление временем управления».
Я напомнил ему, что уже прослушал курс управления временем и ситуация только ухудшилась.
— Да, но это совсем другой семинар, — ответил он. — Курс, который вы прослушали, фокусировался на том, чтобы делать вещи правильно, что, конечно, здорово, но не заменяет необходимости делать правильные вещи. Вы стали более продуктивным, но занимаетесь продуктивно не тем, чем нужно.
Вы как пилот, который блестяще садит самолет не на том аэродроме. Семинар, который я рекомендую, поможет вам узнать, что