Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ

НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 июля 2012 года

 

Ю.М. ЛЕРМОНТОВ

 

Лермонтов Ю.М., советник государственной гражданской службы III класса.

 

2 мая 2012 года Правительством РФ были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Основные направления налоговой политики), подготовленные в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

В трехлетней перспективе 2013 - 2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

В периоде 2013 - 2015 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

 

Налоговое стимулирование

 

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала. Предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов) в виде:

- грантов Президента Российской Федерации, выделяемых молодым российским ученым - кандидатам и докторам наук для проведения научных исследований. Так, в настоящее время на основании пунктов 6 и 7 статьи 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485 утвержден Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, а Постановлением Правительства РФ от 06.02.2001 N 89 - Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению.

Именно гранты и премии, получаемые студентами, учителями, учеными, поименованные в вышеуказанных Перечнях, освобождены от налогообложения НДФЛ.

Так, исходя из письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-04-05-01/107 денежное поощрение лучшим учителям, выплачиваемое на основании Указа Президента Российской Федерации от 06.04.2006 N 324 "О денежном поощрении лучших учителей", не включено в Перечни грантов и премий, освобождаемых от налогообложения, на основании статьи 217 НК РФ, следовательно, выплата денежного поощрения в размере 100 тыс. руб. лучшим учителям за высокое профессиональное мастерство подлежит включению в налогооблагаемую базу налогоплательщика для исчисления налога на доходы физических лиц в общем порядке.

С внесением планируемых изменений Перечень указанных грантов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, очевидно, расширится;

- единовременных выплат безработным гражданам в виде финансовой помощи, оказываемой в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Официальные органы неоднократно разъясняли порядок налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утвержденными соответствующими органами государственной власти. Так, ФНС России в письме от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@ отмечает, что порядок налогообложения указанных средств напрямую зависит от того, какой режим налогообложения применяет получатель данных средств: если организация или индивидуальный предприниматель применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, то данные суммы подлежат налогообложению у организаций налогом на прибыль организаций, а у индивидуальных предпринимателей - налогом на доходы физических лиц в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ, то есть указанные суммы выплат по общему правилу признаются доходом физических лиц только после осуществления расходов. Доходы, признаваемые для целей налогообложения в соответствии с пунктом 3 статьи 223 НК РФ, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, определяемой в соответствии со статьей 221 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 01.06.2010 N 03-04-08/8-111); если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения или уплачивает единый сельскохозяйственный налог - на основании положений подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 НК РФ в целях определения налоговой базы по ЕСХН и УСН суммы выплат, полученные на указанные цели, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат;

- материальной помощи, выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Так, в соответствии со статьей 36 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь;

- субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Внесение данного изменения позволит разрешить спорный вопрос относительно налогообложения таких субсидий. Так, пунктом 3 статьи 217 НК РФ предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат. К таким компенсационным выплатам можно отнести предоставляемые согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 04.02.2006 N 69, 70, 72; от 09.02.2006 N 81; от 13.02.2006 N 86; от 14.02.2006 N 88 субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", из бюджета субъекта Российской Федерации, следовательно, субсидии, полученные гражданами из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках Национального проекта на возмещение части затрат на уплату процентов по таким кредитам, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Такую позицию высказал Минфин России в письме от 14.07.2006 N 03-05-01-03/81.

ФНС России, однако, придерживалась иной точки зрения: в письме от 19.04.2006 N 04-2-02/313@ отмечается, что исчерпывающий перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, определен статьей 217 НК РФ, а вышеуказанные субсидии в этом перечне не поименованы. Исходя из этого для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц суммы субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках национального проекта, признаются доходами налогоплательщиков-заемщиков, подлежащих налогообложению налогом на доходы по налоговой ставке в размере 13 процентов;

- сумм денежных средств, выплачиваемых органами службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения безработным гражданам и членам их семей в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность, а также безработным гражданам и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия в общественных работах и временного трудоустройства. Так, на основании статьи 24 Закона N 1032-1 органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка;

- земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Поскольку в силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ, а оснований для освобождения от НДФЛ стоимости таких земельных участков в настоящее время глава 23 НК РФ не предусматривает, она подлежит налогообложению на общих основаниях;

- сумм оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, предусматривающие определение налоговой базы в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при условии, что расходы по оплате таких услуг не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы, а также сумм оплаты медицинских услуг, производимой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам в связи со смертью близкого родственника, с возмещением ущерба в результате чрезвычайного обстоятельства, лечением, рождением ребенка, а также материальной помощи в виде оплаты стоимости приобретенных медикаментов, назначенных лечащим врачом, выплачиваемой из стипендиального фонда указанным лицам.

Подчеркивается необходимость систематизации перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. В частности, надлежит упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий физических лиц, занимающих выборные должности. Следует исключить из статьи 217 НК РФ некоторые избыточные нормы, регулирующие порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов.

С учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации требуется закрепление порядка получения имущественного налогового вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, в части доли (долей), приходящейся на несовершеннолетних детей, а также в случае приобретения ими имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка.

В Основных направлениях налоговой политики имеются в виду Постановления Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 6-П, от 13.03.2008 N 5-П, в соответствии с которыми предоставление родителям возможности получить имущественный налоговый вычет на основании факта приобретения в собственность своих детей недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них) - один из элементов многоаспектного механизма поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, являющейся обязанностью Российской Федерации, которая предполагает принятие всех необходимых законодательных, административных и других мер, направленных на поддержку родителей при реализации ими своих родительских прав и обязанностей, на создание условий, обеспечивающих детям достойную жизнь и свободное развитие, а также закрепляющих обязанность государства гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище (часть 1 статьи 7; часть 1 статьи 38; часть 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, статья 4 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года).

Реализуя право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, родитель (притом, что ранее данный налоговый вычет на основании Налогового кодекса Российской Федерации он не получал) лишается возможности воспользоваться им впоследствии, поскольку в этом случае имущественный налоговый вычет дает налоговую выгоду именно родителю как лицу, обязанному платить налог на свои доходы. Повторное получение имущественного налогового вычета исключается, если родитель, понесший расходы на приобретение жилого помещения в собственность своего ребенка, уже воспользовался правом на данный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения как в свою собственность, так и в собственность другого своего ребенка.

Вместе с тем родитель, использовавший право на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, получил этот налоговый вычет в сумме понесенных им, а не ребенком, расходов и уменьшил налоговую базу по налогу на свои доходы, а не на доходы ребенка. Следовательно, сам этот ребенок не лишается права на получение имущественного налогового вычета в будущем, в том числе до наступления совершеннолетия, когда у него появятся источники собственного дохода, формирующие налоговую базу по налогу на доходы.

В соответствии с изложенной позицией Конституционный Суд РФ постановил признать положение абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не исключает право родителя, который понес расходы на приобретение на территории Российской Федерации жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, на однократное использование имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных расходов в установленных законом пределах.

Совсем недавно Конституционный Суд РФ (Определение от 03.04.2012 N 600-О) отметил, что, рассматривая вопрос об основаниях реализации права на получение имущественного налогового вычета в случае приобретения объектов недвижимого имущества, собственниками которого становятся несовершеннолетние дети, не способные в силу закона самостоятельно совершать юридически значимые действия в отношении недвижимости и в полной мере исполнять обязанности плательщика налога на доходы физических лиц, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из правового статуса родителей, предполагающего заботу о детях как их равное конституционное право и обязанность (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации), выявил возможность реализации права на указанный налоговый вычет как родителем, который приобрел за свой счет квартиру в общую со своими несовершеннолетними детьми долевую собственность (Постановление от 13 марта 2008 года N 5-П), так и родителем, который понес расходы на приобретение жилого помещения в собственность своего ребенка (Постановление от 1 марта 2012 года N 6-П).

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики также нуждается в уточнении процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность. Учитывая установленный запрет на повторное получение вычета, целесообразно рассмотреть возможность участника общей долевой или общей совместной собственности, не обратившегося за получением вычета при приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность, получить имущественный налоговый вычет по другому объекту в полном объеме. Также, учитывая то обстоятельство, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, а не приобретаемому объекту имущества, необходимо внести изменения в законодательство о налогах и сборах, позволяющие получить налоговый вычет в пределах установленного ограничения лицам, приобретающим имущество в совместную собственность.

Основными направлениями налоговой политики подчеркивается необходимость уточнения порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

В целях реализации данного направления целесообразно принять ряд решений по налогообложению операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

В ближайшее время должен быть уточнен порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при совершении операций с депозитарными расписками и финансовыми инструментами срочных сделок.

Предполагается закрепить, что при погашении депозитарных расписок и получении представляемых ценных бумаг налоговая база по налогу на прибыль организаций не определяется. При этом стоимость ценных бумаг, полученных в результате погашения депозитарных расписок, определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок (включая расходы, связанные с их приобретением), а также расходов, связанных с реализацией ценных бумаг. Такое предложение полностью соответствует позиции финансового ведомства, согласно которой погашение российской депозитарной расписки не приводит к получению владельцем российской депозитарной расписки налогооблагаемого дохода, поскольку российская депозитарная расписка удостоверяет право собственности на представляемые ценные бумаги, а в результате погашения российской депозитарной расписки такое право собственности не утрачивается. При этом изменяется форма удостоверения такого права. Экономической выгоды в связи с получением представляемых ценных бумаг, удостоверенных российской депозитарной распиской, владелец российской депозитарной расписки не получает, и в соответствии со статьей 41 НК РФ доход у него не возникает.

В связи с вышеизложенным в момент погашения российской депозитарной расписки у ее владельца - юридического лица не возникает дохода от реализации или иного выбытия ценной бумаги, подлежащего учету для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 280 НК РФ.

При этом стоимость представляемых ценных бумаг, полученных в результате погашения российских депозитарных расписок, определяется исходя из цены приобретения депозитарных расписок с учетом расходов, связанных с их приобретением и погашением (см. письмо Минфина России от 19.11.2010 N 03-03-05/255).

Кроме того, уточняется, что убытки по финансовым инструментам срочных сделок, которые заключены налогоплательщиком с иностранными организациями в соответствии с иностранным правом и подлежат судебной защите в соответствии с применимым законодательством иностранных государств, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.