Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психодрама

 

Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструментарий драматической импровизации для изучения и коррекции психологических проблем участников.

Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (1892-1974) на основе опыта его театрального эксперимента "спонтанного театра", изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в "театре жизни". Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками "спонтанного театра", послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как психотерапевтического метода.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4.1.1 История и развитие психодрамы

 

Хотя создателем психодрамы был психиатр Я. Морено, происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства.

Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском "комедия дель арте" наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действие.

Религиозные, ритуальные игры древних народов, ритуальные песнопения, сопровождающиеся танцами, играми имели также выраженный экспрессивный театрализованный характер с обязательным выражением чувств вовне и тщательным выполнением обрядов, приносивших якобы очищение и исцеление.

Греческий театр представлял собою "спонтанический театр" классической трагедии, которая выросла из обрядов, принадлежащих религиозному культу, из хореографии, пения. Отсутствие занавеса, отделяющего зрителя от актера, символизировало единение людей, паритетно участвующих в обсуждении жизненных ролей в обществе. Греческая трагедия была трагедией универсальной: трагедией людей и богов, где каждая судьба тесно связана с общечеловеческой, с космической и со всем мирозданием. Именно из этого тезиса и вырастала социально-психологическая доктрина будущей психодрамы: все, что происходит с личностью, влияет и на окружающий мир, а то, что происходит в обществе, влияет на жизнь индивида.

В возрожденческом театре "комедии дель арте" бытовал важный для концепции психодрамы принцип объединения актеров и зрителей, стирание граней между ними. В отличие от средневекового театра, "комедия дель арте" представляла собой театр комедии, сатиры, развлечения с переживанием тех или иных уроков морали. Зрители, находясь вблизи от актеров, отвечали им симпатиями или антипатиями, смеялись над собой, а актеры, всматриваясь в аудиторию, импровизированно отвечали публике. Набрасывались лишь контуры интриги, эскизы сценариев. В отличие от средневекового театра развлекательный жанр комедии сопровождался большими импровизированными возможностями.

Однако как психотерапевтический метод для использования в групповой и семейной терапии психодрама возникла в XX веке, около 70 лет тому назад. Её создатель - Я.Л. Морено, австрийский психиатр, эмигрировавший в 1925 году в США, - задумал ее как систему действий, изображающих внутренний мир человека и социальное поведение с помощью ролевых игр.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло у Я. Морено в результате театрального эксперимента, начатого в Вене после первой мировой войны и получившего название "спонтанный театр". Я. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Он замысливал свой "спонтанный театр" как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. "Спонтанный театр" был создан Я. Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Я. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенных индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных сценариев и ролей, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать по любому пути.

Указывая на терапевтическое значение психодрамы, Я. Морено писал, что в ней создается оздоравливающий эффект не только у зрителей, но и у актеров, которые, представляя драму, в то же время категорически расшифровывают свое житейское поведение.

Согласно Я. Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна курьезная ситуация помогла ему понять некоторые возможности импровизации в драме. Актриса, дружившая с Я. Морено, была замужем за молодым драматургом. На сцене она всегда играла бесхитростных, нежных и простодушных героинь. Однажды муж актрисы поделился с Я. Морено тем, что дома она ведет себя как "дикая кошка", ругается, ссорится. С помощью труппы Я. Морено поставил историю актрисы на сцене, причем, главную роль играла сама героиня. Дома после спектакля она, разгрузившись от агрессивности и злости, была сама нежность и покорность. И чем больше она играла таких ролей, тем дома становилась тактичнее и терпимее. Сам Я.Морено вспоминал позднее: "Спустя несколько месяцев супруги сидели со мной рядом и благодарили меня, - ведь они обрели себя и друг друга".

Затем Я. Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 году Я. Морено переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. С 1936 года и до самой смерти заведовал санаторием Я. Морено в Нью-Йорке. Основал театр спонтанности в Вене, Театр импромптю и Терапевтический театр в Нью-Йорке. Я. Морено основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов "Социометрия и групповая психотерапия" и "Международный журнал социометрии и социатрии". В 1946 году вышли три тома его "Психодрамы", а в 1966 году - "Международное пособие по групповой психотерапии".

 

 

Основные понятия

 

Датой рождения психодрамы сам Я. Морено считал 1 апреля 1921 года, хотя этому предшествовало несколько лет напряженной работы. Изучая проблему творчества, Я. Морено пришел к заключению, что способность создавать (творить) является фундаментальным качеством человека. Творя и принимая на себя ответственность за творчество, человек уподобляется Богу. Анализируя акт творчества, Я. Морено сформулировал следующие основные понятия психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис и инсайт.

РОЛЕВАЯ ИГРА. Ролевая игра - основной элемент психодрамы, который заключается в любительском проигрывании какой-либо ситуации участниками группы. Этот прием также широко используется в гештальт-терапии и поведенческой психотерапии.

Я. Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написал автор, они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В отличие от театра, психодрама поощряет импровизацию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий" и "постановка" являются результатом работы не профессионала, а самих участников группы. Психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.

СПОНТАННОСТЬ. Понятие спонтанность и родственное ему понятие творчество составляют ядро теории действия и личности Я. Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на то, насколько раскованны и непринужденны в своих играх дети. Игры и эмоции их спонтанны.

Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые извне. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а следовательно, она не чужда контроля над собой.

По мнению Я. Морено, спонтанность - это ключ к творчеству. "Творчество, - пишет он, - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким катализатором творчества является спонтанность".

Не являясь материальной субстанцией, спонтанность познается только через ощущения. Её нельзя накапливать и сохранять, она поглощается мгновенно и появляется, чтобы быть потраченной в единый миг творения, уступив место последующим проявлениям спонтанности. Спонтанности можно научиться с помощью разнообразных психодраматических техник. Я. Морено напрямую связывал понятия спонтанности и психического здоровья. Отсутствие спонтанности для него означало психическое нездоровье, поэтому целью психотерапии становилось "обучение спонтанности".

Конечным продуктом творческого процесса являются культурные объекты (дословно у Я. Морено - "культурные консервы") - это многократно используемые продукты акта творчества, существующие в длительно хранящейся материальной и нематериальной форме: книги, картины, музыка и даже принятые модели поведения. Поскольку культурные объекты способствуют непрерывному совершенствованию цивилизации и преемственности культурного наследия, их необходимо обновлять и воссоздавать, чтобы заменять устаревшие и пришедшие в негодность.

Хотя культурные объекты необходимы для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством культурных объектов невозможно.

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Проблемы и взаимотношения не обсуждаются, а переживаются в реальном действии. Это все сближает психодраму с другими психотерапевтическими подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти.

Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" содержит два критерия - адекватный ответ и новизна. Поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который незнаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-либо роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологичное.

"ТЕЛЕ". "Теле" - одно из основных понятий психодрамы, обозначающее двухсторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Оно также включает в себя те позитивные и негативные чувства, которые испытывают люди в отношении друг друга в процессе психодраматического действия.

Я. Морено определил "теле" как "вчувствование людей друг в друга". К. Рудестам (1990) определяет понятие "теле" как "взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии".

Результатом использования понятия "теле" в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама позволяет нам проанализировать наше восприятие других людей. Понятие "теле" особенно значимо для социодрамы.

КАТАРСИС. Понятие "катарсис" восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.

В психодраме используется понятие катарсиса в значении, которое определил для него Аристотель - эмоциональное потрясение и внутреннее очищение. Однако Я. Морено расширил содержание этого понятия, распространяя действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. По его словам: "Она (психодрама) имеет лечебный эффект - не по отношению к зрителю (вторичный катарсис), а по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и одновременно освобождает себя от нее".

В античных трагедиях катарсис является вторичным по значимости по сравнению с сюжетной линией; в психоанализе катарсис является вторичным по сравнению с последующим анализом, но в психодраме процесс катарсиса и интеграции более важен, чем сценарий или анализ переживаний и действий.

Психодраматическая ситуация словно специально предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис переживают авторы конкретной драматической ситуации, актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене; также в процесс переживания катарсиса может быть вовлечена и аудитория.

ИНСАЙТ. Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем.

Групповая психотерапия ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.