Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструментарий драматической импровизации для изучения и коррекции психологических проблем участников.
Психодрама как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Якобом Леви Морено (1892-1974) на основе опыта его театрального эксперимента "спонтанного театра", изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в реализации творческого потенциала человека, его творческого Я в "театре жизни". Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками "спонтанного театра", послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как психотерапевтического метода.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
4.1.1 История и развитие психодрамы
Хотя создателем психодрамы был психиатр Я. Морено, происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства.
Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском "комедия дель арте" наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действие.
Религиозные, ритуальные игры древних народов, ритуальные песнопения, сопровождающиеся танцами, играми имели также выраженный экспрессивный театрализованный характер с обязательным выражением чувств вовне и тщательным выполнением обрядов, приносивших якобы очищение и исцеление.
Греческий театр представлял собою "спонтанический театр" классической трагедии, которая выросла из обрядов, принадлежащих религиозному культу, из хореографии, пения. Отсутствие занавеса, отделяющего зрителя от актера, символизировало единение людей, паритетно участвующих в обсуждении жизненных ролей в обществе. Греческая трагедия была трагедией универсальной: трагедией людей и богов, где каждая судьба тесно связана с общечеловеческой, с космической и со всем мирозданием. Именно из этого тезиса и вырастала социально-психологическая доктрина будущей психодрамы: все, что происходит с личностью, влияет и на окружающий мир, а то, что происходит в обществе, влияет на жизнь индивида.
В возрожденческом театре "комедии дель арте" бытовал важный для концепции психодрамы принцип объединения актеров и зрителей, стирание граней между ними. В отличие от средневекового театра, "комедия дель арте" представляла собой театр комедии, сатиры, развлечения с переживанием тех или иных уроков морали. Зрители, находясь вблизи от актеров, отвечали им симпатиями или антипатиями, смеялись над собой, а актеры, всматриваясь в аудиторию, импровизированно отвечали публике. Набрасывались лишь контуры интриги, эскизы сценариев. В отличие от средневекового театра развлекательный жанр комедии сопровождался большими импровизированными возможностями.
Однако как психотерапевтический метод для использования в групповой и семейной терапии психодрама возникла в XX веке, около 70 лет тому назад. Её создатель - Я.Л. Морено, австрийский психиатр, эмигрировавший в 1925 году в США, - задумал ее как систему действий, изображающих внутренний мир человека и социальное поведение с помощью ролевых игр.
Понятие о драме как терапевтическом методе возникло у Я. Морено в результате театрального эксперимента, начатого в Вене после первой мировой войны и получившего название "спонтанный театр". Я. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Он замысливал свой "спонтанный театр" как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. "Спонтанный театр" был создан Я. Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Я. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенных индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных сценариев и ролей, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать по любому пути.
Указывая на терапевтическое значение психодрамы, Я. Морено писал, что в ней создается оздоравливающий эффект не только у зрителей, но и у актеров, которые, представляя драму, в то же время категорически расшифровывают свое житейское поведение.
Согласно Я. Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна курьезная ситуация помогла ему понять некоторые возможности импровизации в драме. Актриса, дружившая с Я. Морено, была замужем за молодым драматургом. На сцене она всегда играла бесхитростных, нежных и простодушных героинь. Однажды муж актрисы поделился с Я. Морено тем, что дома она ведет себя как "дикая кошка", ругается, ссорится. С помощью труппы Я. Морено поставил историю актрисы на сцене, причем, главную роль играла сама героиня. Дома после спектакля она, разгрузившись от агрессивности и злости, была сама нежность и покорность. И чем больше она играла таких ролей, тем дома становилась тактичнее и терпимее. Сам Я.Морено вспоминал позднее: "Спустя несколько месяцев супруги сидели со мной рядом и благодарили меня, - ведь они обрели себя и друг друга".
Затем Я. Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.
В 1925 году Я. Морено переехал в США, где работал психиатром и был известным специалистом по психодраме. С 1936 года и до самой смерти заведовал санаторием Я. Морено в Нью-Йорке. Основал театр спонтанности в Вене, Театр импромптю и Терапевтический театр в Нью-Йорке. Я. Морено основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов "Социометрия и групповая психотерапия" и "Международный журнал социометрии и социатрии". В 1946 году вышли три тома его "Психодрамы", а в 1966 году - "Международное пособие по групповой психотерапии".
Основные понятия
Датой рождения психодрамы сам Я. Морено считал 1 апреля 1921 года, хотя этому предшествовало несколько лет напряженной работы. Изучая проблему творчества, Я. Морено пришел к заключению, что способность создавать (творить) является фундаментальным качеством человека. Творя и принимая на себя ответственность за творчество, человек уподобляется Богу. Анализируя акт творчества, Я. Морено сформулировал следующие основные понятия психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис и инсайт.
РОЛЕВАЯ ИГРА. Ролевая игра - основной элемент психодрамы, который заключается в любительском проигрывании какой-либо ситуации участниками группы. Этот прием также широко используется в гештальт-терапии и поведенческой психотерапии.
Я. Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написал автор, они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В отличие от театра, психодрама поощряет импровизацию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий" и "постановка" являются результатом работы не профессионала, а самих участников группы. Психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
СПОНТАННОСТЬ. Понятие спонтанность и родственное ему понятие творчество составляют ядро теории действия и личности Я. Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на то, насколько раскованны и непринужденны в своих играх дети. Игры и эмоции их спонтанны.
Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые извне. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а следовательно, она не чужда контроля над собой.
По мнению Я. Морено, спонтанность - это ключ к творчеству. "Творчество, - пишет он, - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким катализатором творчества является спонтанность".
Не являясь материальной субстанцией, спонтанность познается только через ощущения. Её нельзя накапливать и сохранять, она поглощается мгновенно и появляется, чтобы быть потраченной в единый миг творения, уступив место последующим проявлениям спонтанности. Спонтанности можно научиться с помощью разнообразных психодраматических техник. Я. Морено напрямую связывал понятия спонтанности и психического здоровья. Отсутствие спонтанности для него означало психическое нездоровье, поэтому целью психотерапии становилось "обучение спонтанности".
Конечным продуктом творческого процесса являются культурные объекты (дословно у Я. Морено - "культурные консервы") - это многократно используемые продукты акта творчества, существующие в длительно хранящейся материальной и нематериальной форме: книги, картины, музыка и даже принятые модели поведения. Поскольку культурные объекты способствуют непрерывному совершенствованию цивилизации и преемственности культурного наследия, их необходимо обновлять и воссоздавать, чтобы заменять устаревшие и пришедшие в негодность.
Хотя культурные объекты необходимы для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством культурных объектов невозможно.
В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Проблемы и взаимотношения не обсуждаются, а переживаются в реальном действии. Это все сближает психодраму с другими психотерапевтическими подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" содержит два критерия - адекватный ответ и новизна. Поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который незнаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-либо роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологичное.
"ТЕЛЕ". "Теле" - одно из основных понятий психодрамы, обозначающее двухсторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Оно также включает в себя те позитивные и негативные чувства, которые испытывают люди в отношении друг друга в процессе психодраматического действия.
Я. Морено определил "теле" как "вчувствование людей друг в друга". К. Рудестам (1990) определяет понятие "теле" как "взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии".
Результатом использования понятия "теле" в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама позволяет нам проанализировать наше восприятие других людей. Понятие "теле" особенно значимо для социодрамы.
КАТАРСИС. Понятие "катарсис" восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.
В психодраме используется понятие катарсиса в значении, которое определил для него Аристотель - эмоциональное потрясение и внутреннее очищение. Однако Я. Морено расширил содержание этого понятия, распространяя действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. По его словам: "Она (психодрама) имеет лечебный эффект - не по отношению к зрителю (вторичный катарсис), а по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и одновременно освобождает себя от нее".
В античных трагедиях катарсис является вторичным по значимости по сравнению с сюжетной линией; в психоанализе катарсис является вторичным по сравнению с последующим анализом, но в психодраме процесс катарсиса и интеграции более важен, чем сценарий или анализ переживаний и действий.
Психодраматическая ситуация словно специально предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис переживают авторы конкретной драматической ситуации, актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене; также в процесс переживания катарсиса может быть вовлечена и аудитория.
ИНСАЙТ. Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем.
Групповая психотерапия ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта.