Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сформулируйте аргументы против данного требования. 3 страница



Величина валютного риска равна сумме открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах, рассчитанных в соответствии с Инструкцией Банка России N 124-И. Размер валютного риска принимается в расчет величины рыночного риска, в случае когда на дату расчета величины рыночного риска процентное соотношение суммы открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах и величины собственных средств (капитала) кредитной организации будет равно или превысит 2%.

Предметом отдельного регулирования являются валютные позиции, размеры (лимиты) которых, а также методика расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением содержатся в Инструкции N 124-И, которая устанавливает следующие размеры (лимиты) открытой валютной позиции:

- сумма всех длинных (коротких) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах ежедневно не может превышать 20% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации;

- любая длинная (короткая) открытая валютная позиция в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах не может превышать 10% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

Кредитные организации, имеющие филиалы, и крупные кредитные организации с широкой сетью подразделений самостоятельно осуществляют контроль за размерами (лимитами) открытых валютных позиций, в том числе посредством установления сублимитов на открытые валютные позиции головных офисов и филиалов. Сублимиты могут быть установлены как в процентном отношении от величины собственных средств (капитала), так и в абсолютном выражении. При этом кредитные организации обязаны разрабатывать и утверждать внутренние документы, определяющие порядок контроля со стороны головных офисов за сублимитами открытых валютных позиций филиалов кредитных организаций.

Правовое регулирование риска ликвидности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами управления и надзора за риском ликвидности, сформулированными в сентябре 2008 г. Базельским комитетом по банковскому надзору в документе "Принципы надлежащего управления и надзора за риском ликвидности" (Principles for Sound Liquidity Risk Management and Supervision, BCBS, сентябрь 2008 г.) <1>. Указанный документ был издан с учетом доработки ранее действовавшего документа "Надлежащие практики управления риском ликвидности в банковских организациях" (Sound Practices for Managing Liquidity Risk in Banking Organisations, BCBS, февраль 2000 г.) <2>.

--------------------------------

<1> http://www.bis.org/publ/bcbsl44.pdf.

<2> Там же.

 

Потребность в принятии нового документа в 2008 г. была продиктована прежде всего реалиями мирового финансового кризиса. Такой документ был доработан и ориентировал банки на выполнение следующих первоочередных задач:

1) определение банком приемлемого уровня риска ликвидности с учетом бизнес-стратегии банка и его места в финансовой системе;

2) необходимость поддержания должного уровня ликвидности, включая т.н. подушку ликвидных активов;

3) необходимость распределения затрат, выгод и рисков от поддержания ликвидности по всем значимым направлениям деловой активности;

4) управление внутридневной ликвидностью и активами, которые используются в качестве обеспечения по заемным операциям;

5) иные задачи.

В документе отмечалась необходимость выявления и оценки банками полного спектра рисков ликвидности, включая риски ликвидности по обязательствам условного характера; а также разработки и использования жестких (учитывающих максимально неблагоприятные условия) стресс-тестов. Кроме того, с целью повышения рыночной дисциплины предусматривалось публичное раскрытие информации по теме управления риском ликвидности.

С целью решения новых задач, стоящих перед банками в условиях мирового финансового кризиса, в новом документе по управлению риском ликвидности были закреплены принципы, рекомендуемые органам банковского надзора при проведении оценки эффективности внутрибанковских процессов управления риском ликвидности, достаточности уровня ликвидности, а также предлагались меры, которые следует предпринимать в случае неэффективности этих процессов.

В Российской Федерации на основании ст. 62 Закона о Банке России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает обязательные нормативы, в том числе нормативы ликвидности <1>. В соответствии со ст. 66 указанного Закона нормативы ликвидности кредитных организаций определяются как отношение активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также как отношение ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг и других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

--------------------------------

<1> О правовом регулировании риска ликвидности в Российской Федерации подробнее см.: Рождественская Т.Э. Правовое регулирование риска ликвидности в Российской Федерации в соответствии с международно-правовыми стандартами // Вопросы экономики и права. 2011. Июнь.

 

Инструкцией Банка России N 139-И установлены следующие обязательные нормативы ликвидности:

- норматив мгновенной ликвидности, который регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования, минимально допустимое значение - 15%;

- норматив текущей ликвидности, который регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней, минимально допустимое значение - 50%;

- норматив долгосрочной ликвидности, который регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше года к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (с оставшимся сроком до даты погашения свыше года), максимально допустимое значение - 120%.

Кредитные организации обязаны соблюдать установленные Инструкцией N 139-И нормативы ликвидности ежедневно.

Банк России осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями нормативов ликвидности на основании как данных отчетности, так и результатов проверок. Банки представляют в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов (в том числе нормативов ликвидности) и их значениях по специальной форме отчетности.

Согласно критерию 2 четырнадцатого принципа Базельского комитета, надзорный орган должен подтвердить, что банк имеет стратегию управления ликвидностью, а также установленный порядок и процедуры управления риском ликвидности, утвержденные советом директоров. Надзорный орган должен также подтвердить, что под наблюдением совета директоров разрабатываются порядок и процедуры принятия рисков с целью мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности и что правление эффективно выдерживает этот порядок и процедуры.

Для оценки управления риском ликвидности в соответствии в ходе проверок оценивается наличие у кредитной организации внутреннего документа, определяющего политику по управлению риском ликвидности и контролю за состоянием ликвидности кредитной организации, а также управленческой отчетности о состоянии ликвидности и представлении ее органам управления кредитной организации на постоянной основе.

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора предусматривают обязанность надзорного органа путем проверки устанавливать, что правление банка разработало необходимые порядок и процедуры для мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности; эффективно применяет этот порядок и процедуры; понимает характер и уровень риска ликвидности, принимаемого банком.

Банк России в ходе проверок кредитных организаций, дистанционного надзора изучает и оценивает внутренние документы банков по определению политики управления ликвидностью и регламенту процессов мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности, а также их реализацию. Надзорным органом рассматриваются организация и функционирование службы внутреннего контроля и системы управления риском ликвидности, оцениваются эффективность их работы, а также меры, принимаемые Советом директоров по устранению нарушений и недостатков, устанавливаемых службой внутреннего контроля. В этих целях значительное внимание уделяется анализу методик, используемых банками по оценке риска ликвидности, и их соблюдению.

Для оценки управления риском ликвидности в ходе проверок оценивается наличие у кредитной организации: внутреннего документа, определяющего политику по управлению риском ликвидности и контролю за состоянием ликвидности кредитной организации; структурных подразделений (служащих) кредитной организации, ответственных за разработку стратегии управления риском ликвидности и методов его измерения; управленческой отчетности о состоянии ликвидности.

Кроме того, в соответствии с Базельскими принципами эффективного банковского надзора Банк России в ходе надзорной деятельности должен убедиться в том, что кредитные организации имеют чрезвычайный план для решения проблем с ликвидностью, включая информирование надзорных властей.

Согласно Положению Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" <1> Банком России разработаны Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения. В соответствии с указанными рекомендациями кредитные организации должны разработать план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (далее - План ОНиВД).

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 4 февраля 2004 г. N 7 (в последующем текст Положения изменялся и дополнялся).

 

В Плане ОНиВД рекомендуется в том числе предусмотреть, во-первых, способы экстренного поддержания ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств и, во-вторых, порядок информирования заинтересованных лиц о возникновении непредвиденных обстоятельств.

Для оценки управления риском ликвидности в ходе проверок оценивается разработка кредитной организацией мероприятий по восстановлению ликвидности на случай непредвиденного развития событий, в том числе анализируются перечень действий и сроки их реализации, включая увеличение уставного капитала кредитной организации; получение субординированных кредитов; реструктуризацию обязательств; привлечение кредитов (депозитов); ограничение (или даже прекращение) операций по кредитованию; реструктуризацию активов кредитной организации, в том числе продажу части активов; сокращение либо приостановление осуществления расходов.

 

5.5. Риск-ориентированный банковский надзор:

понятие, правовое регулирование

 

Банковский надзор сегодня вследствие усложнения банковского бизнеса, появления новых финансовых инструментов, развития электронной торговли и ряда других причин не может полагаться только на вопросы соблюдения требований нормативных актов, хотя это направление надзорной деятельности не утрачивает своей актуальности. Устанавливаемые лимиты деятельности кредитных организаций (требования по величине капитала, обязательные нормативы, резервы и проч.) при всей важности не в состоянии охватить динамику банковской деятельности и зачастую не позволяют применять превентивные меры, направленные на предупреждение финансовой неустойчивости конкретной кредитной организации и банковской системы в целом. Надзорный орган в рамках формального (количественного) подхода рискует получить информацию о проблемах в деятельности банка слишком поздно, т.е. когда он уже не может предпринять эффективных корректирующих мер, поскольку проблемы банка приобрели необратимый характер. Количественные показатели с недавних пор дополняются т.н. качественными показателями, которые базируются на оценке факторов качественного характера, таких как принятые банком политики и внутренние процедуры, которые прямо или косвенно оказывают влияние на его деятельность. Однако осуществить точную оценку качественных факторов часто бывает сложно, поскольку процедуры корпоративного управления могут существенно различаться у разных кредитных организаций. В ходе осуществления этого вида надзора надзорный орган предъявляет банку требования качественного характера, которым он должен соответствовать, например требования по организации корпоративного управления, системы внутреннего контроля и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика. С. 40.

 

В силу этих причин "банковский надзор все больше и больше принимает превентивный характер, при котором во главу угла ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности банков. Для органов банковского надзора уже недостаточно полагаться на выполнение банками количественных и качественных требований; они должны быть уверены, что банки в будущем смогут избежать принятия на себя значительных рисков или же покрыть потенциальные убытки, связанные с ними, если такие риски будут иметь место" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 47.

 

Иными словами, акцент надзорной деятельности меняется на оценку (мониторинг) системы управления рисков: процедур принятия решений в сфере бизнес-процессов, их прозрачности, наличие эффективной системы учета и отчетности, необходимой для адекватного выявления и измерения рисков, наличие органов управления рисками и служащими, профессиональная подготовка, а также деловая репутация которых могли бы гарантировать адекватную реакцию на возникающие риски, наличие системы внутреннего контроля.

В соответствии с подходами, характерными для риск-ориентированного надзора, Банк России особое внимание уделил системам управления рисками в кредитных организациях и банковских группах.

В соответствии со ст. 57.1 Закона о Банке России Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, головной кредитной организации банковской группы. Требования к системам управления рисками и капиталом установлены указанием Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 15.06.2015. N 51.

 

Как указано в данном нормативном акте, система управления рисками и капиталом создается в целях:

- выявления, оценки, агрегирования наиболее значимых рисков, иных видов рисков, которые в сочетании с наиболее значимыми рисками могут привести к потерям, существенно влияющим на оценку достаточности капитала (далее - значимые риски), и контроля за их объемами (далее - управление рисками);

- оценки достаточности имеющегося в распоряжении кредитной организации (банковской группы, дочерней кредитной организации) капитала (далее - капитал) для покрытия значимых рисков и новых видов (дополнительных объемов) рисков, принятие которых обусловлено реализацией мероприятий, предусмотренных стратегией развития кредитной организации (банковской группы, дочерней кредитной организации) (далее - потенциальные риски);

- планирования капитала исходя из результатов всесторонней оценки значимых рисков, тестирования устойчивости кредитной организации (банковской группы, дочерней кредитной организации) по отношению к внутренним и внешним факторам рисков (далее - стресс-тестирование), ориентиров развития бизнеса, предусмотренных стратегией развития кредитной организации, установленных Банком России требований к достаточности собственных средств (капитала) (далее - управление капиталом).

Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (далее - ВПОДК) кредитной организации должны включать:

- методы и процедуры управления значимыми рисками;

- методы и процедуры управления капиталом, включая определение планового (целевого) уровня капитала, текущей потребности в капитале, оценку достаточности и распределения капитала по видам значимых рисков и направлениям деятельности кредитной организации;

- систему контроля за значимыми рисками, достаточностью капитала и соблюдением лимитов по рискам;

- отчетность кредитной организации, формируемую в рамках ВПОДК;

- систему контроля за выполнением ВПОДК и их эффективностью;

- документы, разрабатываемые кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы).

При этом система управления рисками в рамках ВПОДК должна позволять кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы):

- выявлять риски, присущие деятельности кредитной организации (банковской группы, участников банковской группы);

- выявлять потенциальные риски, которым может быть подвержена кредитная организация (банковская группа, участники банковской группы);

- выделять значимые для кредитной организации (банковской группы, участников банковской группы) риски;

- осуществлять оценку значимых для кредитной организации (банковской группы, участников банковской группы) рисков;

- осуществлять агрегирование количественных оценок значимых для кредитной организации (банковской группы, участников банковской группы) рисков в целях определения совокупного объема риска, принятого кредитной организацией (банковской группой);

- осуществлять контроль за объемами значимых для кредитной организации (банковской группы, участников банковской группы) рисков;

- обеспечивать выполнение установленных Банком России значений обязательных нормативов и размера открытой валютной позиции кредитной организации (банковской группы, дочерней кредитной организации), а также централизованный контроль за совокупным (агрегированным) объемом риска, принятого кредитной организацией (банковской группой, участниками банковской группы).

Для целей управления рисками в кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) должна быть создана служба управления рисками. Служба управления рисками осуществляет свои функции в кредитной организации на постоянной основе.

Служба управления рисками может состоять из нескольких подразделений, осуществляющих функции управления рисками. В случаях, когда функции службы управления рисками исполняются несколькими структурными подразделениями кредитной организации, должно быть установлено распределение обязанностей между данными структурными подразделениями.

Руководитель службы управления рисками должен находиться в непосредственном подчинении единоличного исполнительного органа кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) либо его заместителя, являющегося членом коллегиального исполнительного органа, в подчинение которого не входят подразделения, связанные с совершением кредитной организацией банковских операций и других сделок.

Руководитель службы управления рисками должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным указанием Банка России от 1 апреля 2014 г. N 3223-У "О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации" <1>, и требованиям к деловой репутации, установленным п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о банках.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 15.06.2015. N 63.

 

В соответствии со ст. 11.2 Закона о банках кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России о назначении на должность руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения. Кредитная организация также обязана в письменной форме уведомить Банк России об освобождении от должности руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

Закон о Банке России (ст. 72.1) определил в соответствии с подходами Базеля II полномочие Банка России по установлению требований к банковским методикам управления рисками и моделям количественной оценки рисков, в том числе к качеству используемых в этих моделях данных, применяемых кредитными организациями, в банковских группах для целей оценки активов, расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) и иных обязательных нормативов.

Выбор, следовать ли при управлении рисками традиционным моделям, определенным, в частности, Инструкцией N 139-И, или применять модель количественной оценки рисков для расчетов обязательных нормативов, остается за кредитной организацией. Смысл этих методик - оценивать риски на основании вероятных моделей, в частности кредитный риск - на основании вероятности неисполнения обязательств заемщиком, оценка которой происходит на основании опыта обслуживания данного заемщика. В любом случае в ближайшее время в России будет применяться базовый подход для определения кредитного риска (foundation IRB approach).

Однако банковские методики управления рисками и модели количественной оценки рисков применяются только на основании выданного Банком России разрешения по ходатайству кредитной организации или головной кредитной организации банковской группы.

Банк России отказывает в выдаче разрешения в случае, если по результатам проведенной Банком России оценки качества банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков они будут признаны не соответствующими требованиям, установленным Банком России.

Кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп обязаны соблюдать банковские методики управления рисками и модели количественной оценки рисков, на применение которых выдано разрешение Банка России.

Существенное изменение применяемых на основании выданного Банком России разрешения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков допускается только на основании разрешения Банка России. Критерии существенности изменений устанавливаются Банком России.

В случае несоблюдения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, на применение которых выдано разрешение Банка России, Банк России вправе:

- в установленном им порядке потребовать соблюдения указанных банковских методик и моделей;

- и (или) установить повышенные значения параметров риска, используемых для расчета достаточности капитала;

- и (или) применить меры, предусмотренные ч. 1 абз. 3 п. 2, п. 6 ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России.

В случае прекращения соответствия банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков требованиям Банка России Банк России вправе в установленном им порядке:

- потребовать приведения указанных банковских методик и моделей в соответствие с требованиями Банка России;

- и (или) установить повышенные значения параметров риска, используемых для расчета достаточности капитала;

- и (или) применить меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России.

В случае устранения или изменения оснований для установления повышенных значений параметров риска Банк России принимает решение об их отмене, о чем уведомляет кредитную организацию, головную кредитную организацию банковской группы в порядке, установленном Банком России.

При невыполнении кредитной организацией, головной кредитной организацией банковской группы направленных Банком России требований Банк России вправе отозвать в установленном им порядке разрешение на применение банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков для целей расчета достаточности капитала.

 

5.6. Профессиональное суждение надзорного органа

как правовая основа риск-ориентированного надзора

 

Орган банковского надзора, применяя риск-ориентированный подход, т.е. смещаясь в сторону оценки не количественных, а качественных показателей, связанных прежде всего с управлением рисками, неминуемо свои решения должен будет базировать на т.н. профессиональном суждении. Институт профессионального (или мотивированного) суждения можно рассматривать как метод оценки качества управления кредитной организации, и прежде всего - качества управления рисками, а также финансового состояния кредитной организации, перспектив деятельности, основанный не только на установленных правилах, но и на опыте оценивающего, и принятие на основе этой оценки (если говорить о надзорной деятельности) надзорного решения, включая меры принуждения. Профессиональное суждение само по себе не является решением, не создает индивидуально-правового акта, но является или может являться основанием для принятия соответствующего решения надзорного органа <1>.

--------------------------------

<1> Гузнов А.Г., Чистюхин В.В. Профессиональное суждение как основополагающий элемент банковского надзора и правовая проблема // Аналитический банковский журнал. 2008. N 4. С. 23.

 

Основой для применения профессионального суждения со стороны надзорного органа длительное время являлась норма ст. 72 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России для целей оценки капитала кредитной организации оценивает ее активы и пассивы. Кредитная организация обязана отразить результаты такой оценки в своей отчетности.

В соответствии с данными положениями Банк России в Положении N 254-П установил правило, в соответствии с которым направляет кредитной организации требование о изменении величины резерва, если сочтет риск недооцененным.

Профессиональное суждение применяется также в соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о страховании вкладов в отношении банков - участников системы страхования вкладов, а также банков, которые не вправе привлекать средства физических лиц во вклады, но хотели бы получить соответствующую лицензию. Указанные банки должны отвечать требованиям, установленным для участников системы страхования вкладов, т.е. для оценки финансовой устойчивости банка применяются определенные показатели, ряд которых ориентирован на оценку качества как экономических компонентов деятельности банка (качество капитала, качество задолженности по ссудам и иным активам), так и управленческих механизмов (качество систем управления, включая качество систем управления рисками и систем внутреннего контроля).

Профессиональное суждение применяется Банком России также в случаях решения вопроса о целесообразности участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Профессиональное суждение также применяется служащими Банка России при проведении проверок кредитных организаций. В соответствии с п. п. 7.8 и 7.9 Инструкции Банка России от 5 декабря 2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" <1> они выносят мотивированные суждения по выявленным фактам недостоверности учета (отчетности) нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации (ее филиала) с учетом их существенности для оценки финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации; по соблюдению требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 13.03.2014. N 23 - 24.

 

Развитием применения института профессионального суждения в банковской сфере стали положения Закона о Банке России, значительно расширявшие возможности Банка России по оценке связанных между собой заемщиков, а также заемщиков, которые связаны с кредитной организацией - кредитором.

В соответствии со ст. 64 Закона о Банке России Банк России устанавливает максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц). В конце 2015 г. было принято решение о введении данной нормы в действие с 1 января 2017 г.

Под связанным с кредитной организацией юридическим лицом понимается юридическое лицо, которое контролирует кредитную организацию или оказывает на нее значительное влияние, либо юридическое лицо, деятельность которого контролирует или на которое оказывает значительное влияние кредитная организация.

При этом в соответствии со ст. 64 Закона о Банке России контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.