Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Мечты человечества о справедливой жизни и уничтожении эксплуатации появились в позднем средневековье. Однако расцвета утопический социализм достиг в эпоху становления капитализма в Западной Европе, когда противоречия между двумя основными классами капиталистического общества ещё не ощущались как антагонистические, а классовая борьба только зарождалась. Появляются социалистические и коммунистические идеи, которые развивались уже во многих произведениях XVI-XVIII веков, разных по своим научным и литературным достоинствам и судьбе. Но это была лишь предыстория утопического социализма. Свой классический период он переживает в  XIX веке.

Своих высот направление социально-экономических исследований, названных «утопический социализм» достиг в трудах Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.

Сен-Симон /1760-1825/ - представитель утопического социализма Франции. Сен-Симон был современником антифеодальной Великой французской революции 1789-1794 гг. По происхождению он аристократ. Его первая работа – «Письма женевского обитателя к современникам» /1803/. Среди других работ можно выделить «О промышленной системе» /1821/, «Катехизис промышленников», «Новое христианство» /1825/. Все эти работы не являются сугубо экономическими, а Сен-Симона интересует более широкий круг проблем.

1. Историю человечества он характеризовал как процесс развития от низшей стадии к высшей: причём смена стадий человеческого общества будет происходить в зависимости от человеческого знания. Особо он подчёркивал роль науки в преобразовании общества, призывал учёных выступить против сил косности и занять в будущем обществе место руководителей. Идее классической буржуазной политической экономии «о естественном порядке» он противопоставил идею развития. Сен-Симон выделял несколько периодов в развитии общества. «Ранний период» - это период детства человеческого общества, где все усилия сосредоточены на добывании пищи. «Рабство», по его мнению, было благодетельным периодом для человечества, поскольку появился вкус к искусству и ремеслу, что создавало благоприятные условия для прогресса человеческого разума. «Средневековье» он называл органическим периодом, считая, что возникшие тогда цехи, крестьянские общины и христианская религия составляют общество и его организацию. «Современный период», то есть капитализм своего времени, он называл переходным, поскольку у власти стоит буржуазия, класс промежуточный, паразитический и непроизводительный. Но непроизводительна, по его мнению, не вся буржуазия. Современное ему общество состоит из двух классов: праздных собственников и трудящихся-индустриалов. Первый класс – это землевладельцы и капиталисты-рантье, не участвующие в экономическом процессе. Сюда же он относил военную и управленческую аристократию. К индустриалам он относил всех остальных: крестьян и наёмных рабочих, ремесленников и фабрикантов, купцов и банкиров, учёных и артистов. Доходы этих классов не паразитические, а трудовые. Говоря экономическими категориями, доходы первого класса – это, в основном, ссудный процент и рента, доходы второго класса – заработная плата и прибыль. Вместе с королевской властью второй класс должен установить справедливое общество, обеспечивающее счастье для большинства людей. Тогда наступит последняя стадия – «золотой век». В этот период сотрудничество людей сменит антагонизм и конкуренцию. Эта смена произойдёт путём мирного развития общества индустриалов, в котором будет ликвидирована экономическая и политическая власть паразитического класса. Идеальный общественный строй Сен-Симон называл индустриализмом. Против частной собственности он не выступал. Исторические перемены произойдут, по его мнению, в результате развития науки, разума, идей, а главным двигателем развития будет вера в справедливость.

2. В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранял капиталистическую собственность, но за капиталистами признавал необходимость трудиться, организовывая труд. Причём капиталисты будут делать это добровольно. Это роднит идеи Сен-Симона с идеями теоретиков нынешнего «индустриального общества». Хозяйство будет плановым, а труд будет обязательным для всех. Целью будущего общества должно быть производство необходимых и полезных вещей, а достигнутое благополучие должно способствовать развитию всех членов общества. Он предполагал и изменение функций государства в золотом веке. Вся энергия государства будет направлена на развитие науки, искусства, промышленности, а охрана порядка будет общественной функцией. Религией индустриализма будет христианство как сплав идей о справедливом строе.

Пропагандой идей Сен-Симона занимались его последователи. Их взгляды отличались от взглядов учителя. Они выступали против частной собственности, требуя её устранения путём отмены права наследования. Индустриалов они не рассматривали как единый класс, выделяя капиталистов как эксплуататоров.

II. Ш.Фурье /1772-1832/ - французский социалист-утопист, выходец из купеческой семьи, был всю жизнь торговым агентом. К основным работам можно отнести «Теорию четырёх движений и всеобщих судеб» /1808/, «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» /1822/, «Новый промышленный и общественный мир» /1828/. Идеи Фурье – экономиста, философа, социального реформатора XIX в. – получили широкое распространение и оказали существенное влияние на последующую социально-экономическую мысль во многих странах.

1. В основу социальной утопии Фурье положено учение о страстях – определённых склонностях, влечениях и стремлениях. Страсти он делил на три группы: материальные /вкус, зрение, осязание и обоняние/, влечения души, или душевные страсти /дружба, любовь, честолюбие/, верховные страсти, открытые им /соревнование, энтузиазм, новаторство/. Так как человек создан богом, он наделён положительными наклонностями. Но в определённых исторических условиях они превращаются в свою противоположность: лень, корысть, стремление обогатиться за счёт другого. Капитализм порождает эти противоположные страсти ввиду «естественного порядка», то есть несогласованного /с его точки зрения/ развития. Исторический процесс должен быть направлен на всеобщее благополучие. Задачу своей жизни Фурье видел в разработке социальной науки как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

2. История развития человеческого общества у Фурье представляет специальный интерес. В своём развитии общество прошло следующие стадии: дикость, патриархат, варварство и цивилизацию. Предшествовала всему «райская» первобытность, именуемая «эдемом». Этапы Фурье увязывал с состоянием производства на каждой стадии. Различия в способе производства материальных благ учитывались им слабо. Но в каждом периоде он учитывал стадии детства, роста, упадка и дряхлости. Внутри периода цивилизации Фурье выделял четыре фазы. Две первые представляют, в сущности, рабовладельческий и феодальный строй, а третья – капитализм свободной конкуренции, современный Фурье.

Более всего он уделил внимание современной ему стадии. Подобно Сен-Симону он считал предпринимателей и наёмных рабочих единым трудовым классом. Предприниматели, которые производят изделия плохого качества и обманывают общество и государство, - «социальные паразиты». Их немало. Но разум общества должен взять своё, и с этим можно бороться. Что касается торгового и денежного капитала, то он представлялся Фурье главным носителем эксплуатации и паразитизма. Мошенничество и спекуляцию он гневно обличал и призывал к искоренению всех видов «торгового грабительства».

3. Положение основной массы трудящихся при капитализме он считает очень тяжёлым, труд рабочего – смягчённой каторгой, а самого рабочего – вьючным животным. Он прямо писал, что часть населения ведёт праздный, паразитический образ жизни за счёт угнетённого трудового народа. Он указывал и на экономические кризисы, связывал их с анархией производства, бедностью трудящихся и сосредоточением богатства в руках собственников. Кризисы, по Фурье - бедность от изобилия. Фурье предсказал смену свободной конкуренции монополией. Он даже дал свою классификацию монополий: колониальная, простая морская, кооперативная, казённая, или государственное управление.

На смену строю цивилизации должен прийти высший общественный строй – строй гармонии, который не только соответствует предначертаниям бога, но представляется как историческая необходимость. Решающую роль в новом переходе, по его мнению, могла бы сыграть гениальная личность, а также осознание всеми людьми необходимости такого перехода.

4. В социалистической идее Фурье главное – преимущественно коллективные формы организации общественной жизни. Справедливое общество будет состоять из ассоциаций производителей /фаланг/, созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей. Общество должно быть бесклассовым, гармоничным. Каждая фаланга будет занимать определённый земельный участок. Земледелие должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть подчинённую роль. Если фаланга – первичная ячейка общества, то фаланстеры – следующая ячейка, более крупная, Это будет, возможно, огромный дворец, в котором располагаются фаланги. В системе Фурье частная собственность, тем не менее, сохраняется. Для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, а общественный доход должен распределяться так: капиталу – 4/12, труду – 5/12, таланту – 3/12. С укреплением же и развитием строя ассоциаций эти пропорции будут изменяться в пользу труда.

Подробно и специально Фурье останавливается в своих работах на изменении характера труда в будущем «гармоничном» обществе. Он объявлял, что труд превратится в первую жизненную потребность и удовольствие. Производительность свободного труда ассоциированных тружеников должна возрастать, а противоположность между умственным и физическим трудом исчезну. Важным стимулом к труду станет соревнование, которое повысит производительность труда. По Фурье, естественные страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творческий труд, полный разнообразного и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии: региональные, национальные и международные – преобразуют лик Земли. В новых условиях общественной жизни и будет формироваться новый человек как целостная всесторонне развитая личность.

В своём движении к лучшему будущему цивилизация уступит место нескольким этапам. Первый этап - это гарантизм, полуассоциация. Частная собственность здесь существенно не изменяется, но подчиняется коллективным интересам и контролю. Возникают частичные ассоциации для совместного труда, питания, отдыха. Гарантизм не требует политических изменений Второй этап - социантизм, простая ассоциация, а третий этап - гармонизм, полная ассоциация.

Фаланга как главная ячейка гармонического общества не будет знать наёмного труда и заработной платы. Распределение продукта труда будет осуществляться в виде своего рода дивидендов по труду, капиталу и таланту. Денежные доходы членов фаланги реализуются в товарах и услугах через торговлю, которая находится в руках ассоциаций. Цены устанавливают общественные арбитры. Общественные блага, которые должны играть в фаланге большую роль, по Фурье, образуются из пожертвований богачей. Фаланги обладают чертами акционерных обществ. Предусмотрена и возможность взаимного владения акциями «чужих фаланг».

III. Р.Оуэн /1771-1858/ - представитель утопического социализма Англии. Основные работы – «Об образовании человеческого характера» /1814/, «Замечания о влиянии промышленной системы» /1815/, «Изложение рациональной системы общества» /1830/, «Книга о новом нравственном мире» /1840/.

1. В первую очередь следует отметить его отрицание идеи частной собственности в любых вариантах. Он говорил о «троице зол», на которой зиждется капитализм: частной собственности, религии и браке на основе частной собственности. Таким образом, частная собственность – основа всех социальных бед. А значит, человечество не разрешит всех своих проблем, пока не будет установлено владение общественным имуществом. Причём это должно произойти исключительно мирным путём. В основе экономических воззрений Оуэна лежит система Рикардо. Из трудовой стоимости Оуэн сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит.

2. Критикуя капитализм, он отмечал противоречие между ростом производства и сужением потребления, которое является причиной экономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди Оуэн считал, что нищета и кризисы будут уничтожены только при социалистической организации труда. Ухудшение положения трудящихся масс он объяснял капиталистическим применением машин, которые в социалистическом обществе могли бы стать благом для человечества. Переход к социализму Оуэн так же, как и французские утописты, связывал с прогрессом человеческого разума, которому рано или поздно должна открыться истина о рациональной организации общества.

3. Будущее рациональное общество Оуэн представлял как научно обоснованную систему с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек и разделённых на 6 департаментов: сельского хозяйства, промышленности и механики, литературы, науки и просвещения, домашнего хозяйства, общей экономики, торговли. Деньги он предлагал уничтожить и ввести эквивалент трудовых затрат – «рабочие деньги». Реализовать проект он пытался и практически, организовав «Базар справедливого обмена». Это произошло в 1832 году в Лондоне. В обмен на товары там выдавались боны, в которых значились количество трудового времени, затраченного на производство данного товара. На боны можно было получать другие товары. Базар просуществовал недолго, так как он быстро затоваривался неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было потом выгодно продать на рынке. В 1834 г. базар пришлось ликвидировать.

Другим практическим мероприятием Оуэна явилась его деятельность предпринимателя в качестве совладельца крупного текстильного предприятия в Шотландии. Оуэн создал рабочим приемлемые условия труда и жизни: сократил рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и детский сад, школу, выплачивал заработную плату даже во время кризиса в текстильной промышленности. Но его деятельность капиталиста-благотворителя мало удовлетворила его. Ему хотелось переустроить всё общество через кооперативные трудовые общины, напоминающие фаланги Фурье. Мысленно выходя за пределы общины, Оуэн пытался обрисовать общество, объединяющее большое количество таких ячеек. Между ними существует значительное разделение труда, а взаимный обмен осуществляется на основе трудовой стоимости с помощью «трудовых денег».

В отличие от мелкобуржуазных экономистов и других социалистов-утопистов Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз производства». Его предполагалось создать для реорганизации производства. Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Союз также постигла неудача.

Оуэн одним из первых выступил с разоблачением мальтузианского «закона народонаселения». Он показал, что причиной бедственного положения трудящихся являются не рост населения и нехватка продуктов, а несправедливое распределение средств существования. Оуэн искренне верил, что на смену капитализму придёт новое общество, которое он называл социализмом.

IV. Формирование марксизма было подготовлено  ходом исторического развития и представляет собой закономерный этап в развитии общественных наук. Подобно социалистам-утопистам К.Маркс создал систему, которая охватила все социальные науки, и когда мы рассматриваем его экономическую систему взглядов как таковую, мы поступаем несправедливо по отношению к его философским, социологическим и историческим идеям. Марксистское учение представляет собой сложное образование. Все его составные части – стороны единого научного мировоззрения, являющегося одновременно идеологией пролетариата – класса, лишённого средств производства и живущего продажей своей рабочей силы, как считал К.Маркс. Учение марксизма состоит из трёх частей: философии, политической экономии и научного коммунизма. Создавая своё учение, К.Маркс и его друг и соратник Ф.Энгельс решали  проблемы, выдвинутые в то время историей.

Что же можно считать условиями возникновения теории марксизма?

 Во- первых, это теоретические предпосылки. В XIX веке уже отчётливо определилась также и потребность в сближении различных областей общественного знания. Разделённость теоретических общественных дисциплин нашла воплощение в разделении сфер знания, в которых достиг наибольших успехов творческий гений того или иного народа: философия была развита в классической форме немцами, политическая экономия англичанами, социалистические учения – преимущественно французами. Маркс преобразовал каждую из основных областей общественной мысли и синтезировал их в качественно новое целое учение, соединив науку с революционной практикой. Преобразования, сделанные им в общественных науках, были, в том числе ответом на важные потребности пролетариата.

Во-вторых, в формировании экономических предпосылок марксизма необычайно важную роль сыграл промышленный переворот в Англии. Оценка его последствий стала важной темой экономических исследований Маркса и Энгельса. Английская промышленная система вызвала невиданное развитие производительных сил. Стала очевидной прогрессивность капитализма. Однако для формирования марксизма большое значение имело критическое исследование социальных последствий промышленного переворота. Наблюдалось массовое разорение мелкой буржуазии под влиянием капиталистической конкуренции. Ремесленники и крестьяне попадали в ряды нищих. Часть из них ассимилировала фабрика, но там они становились объектом тяжёлой эксплуатации, в том числе женщины и дети. Наблюдалось удлинение рабочего дня, снижалась заработная плата. Экономические кризисы усугубляли положение, поэтому критика капитализма стала важной задачей марксизма. Причём Маркс поставил перед собой задачу подведения под эту критику экономической основы, чем коренным образом стал отличаться от мелкобуржуазных критиков капитализма, в первую очередь от Сисмонди.

В-третьих, отличительным моментом формирования марксизма стал пример антифеодальных революций в Европе. Они наглядно показали, что смена исторических этапов развития может сопровождаться революционными переворотами, возникающими в результате обострения классовой борьбы. Особенно яркий пример давала Франция. Маркс и Энгельс однозначно оценили эти революции как благотворные для истории и восхищались революционными методами их проведения. В новую капиталистическую эпоху пролетариат создавался как класс, подчинённый капиталу, но весьма многочисленный. Возникало и росло рабочее движение, осознание рабочими своих прав в обществе. Маркс включился в эту работу. Постепенно рабочее движение становилось всё более сознательным. С 1824 г. началось формирование профсоюзов. С 1836 г. в Англии возникло чартистское движение, приведшее к созданию пролетарской партии. Восстание рабочих в Лионе /1834/ показало их решимость в борьбе. В Силезии было поднято восстание ткачей /1844/. В этом смысле марксизм обобщал факты реальной действительности, подводил итоги многих десятилетий рабочего движения и рассчитывал на его продолжение.

К.Маркс /1818-1883/ - немецкий учёный и общественный деятель, который выступил на арену общественно-политической и теоретической деятельности в 40-х годах XIX века.

Начав о юриспруденции, Маркс пришёл к выводу, что правовые отношения, так же как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого развития человеческого духа, что наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Гражданскому обществу своего времени он противопоставляет грядущее общество – ассоциацию. Переход к ней означал бы эмансипацию человечества, которая, по мысли Маркса, предполагает политическую социалистическую революцию. Её единственным носителем может быть пролетариат, который является порождением крупной промышленности и своим существованием отрицает частную собственность. Маркс призывал дополнить «оружие критики» «критикой оружия», находя, что и теория становится материальной силой, «как только она овладевает массами».

Для начального этапа формирования марксистской политэкономии имели значение выписки и заметки Маркса, относящиеся к 1844-1845 годам, когда он обстоятельно изучал труды буржуазных экономистов. В выписках из работ Сэя буржуазная политэкономия квалифицировалась им как «наука обогащения». Достижением Рикардо признавалось выяснение отношения капиталистов к рабочим. Уже в начале формирования своих экономических идей Маркс занял критическую позицию по отношению к буржуазной политэкономии, осуждал преклонение перед частной собственностью, обвинял буржуазных экономистов в склонности к апологетизму.

 Оставаясь на позициях трудовой теории стоимости, Маркс дал новое объяснение основным категориям современного ему капитализма: капиталу, включая в него не только средства производства, но и рабочую силу; заработной плате, считая её стоимостью «товара рабочая сила», а не платой за труд; прибыли и ренте, определяя их как превращённые формы прибавочной стоимости. Считая капитал отношением эксплуатации, Маркс не видел другого выхода из противоречия труда и капитала, кроме уничтожения системы частной собственности /и в перспективе товарного производства вообще/, которая и породила капитал и классовый антагонизм. Причём сделать это должен, по его мнению, пролетариат в интересах всех других классов общества и своих собственных.

За ответом на этот вопрос он обращается к Смиту, который писал, что капитал – это определённое количество накопленного и отложенного про запас труда. Маркс замечает, что, стало быть, капитал есть накопленный труд. Но капитал есть не всякий накопленный труд, а лишь такой, который приносит своему владельцу определённый доход, или прибыль. Капитал как производительный фонд служит лишь копилкой, воплощающей прошлый труд;  только прибыль, словно по волшебству, регулярно доставляет в эту копилку новый овеществлённый труд. Чей же труд накапливается? Это не труд самого владельца капитала. Следовательно, капитал есть накопленный чужой труд, или, как пишет Маркс, частная собственность на продукты чужого труда.

«Экономико-философские рукописи 1844 г.» составляют реальный исходный пункт восхождения Маркса к осмыслению капитализма. Они были опубликованы лишь 88 лет спустя после их написания. Противопоставляя своё понимание богатства пониманию классиков, он пишет о том, что богатство состоит в вещах, которые не обязательно иметь, которые не нужны для личной потребности. Здесь впервые пробивается мысль о вещном богатстве как чуждом реальным потребностям человека, об отчуждённом отношении человека и продуктов труда при капитализме.

Маркс начинает свои экономические исследования с анализа трёх источников дохода: заработной платы, прибыли на капитал и земельной ренты. Наиболее его заинтересовала прибыль на капитал, то есть с самого начала Маркс увидел корень всех проблем буржуазного общества в капитале и его природе. Прежде всего, он попытался разобраться в том, что же такое капитал.

Капитал, по Марксу, есть командная власть над трудом и его продуктами. Капиталист обладает этой властью не благодаря своим личным или человеческим качествам и свойствам, а лишь как собственник капитала. Его сила есть покупательная сила его капитала, против которой ничто не может устоять. На уровне общества капитал есть командная власть общества, находящаяся в частной собственности и позволяющая классу капиталистов систематически и на законных основаниях присваивать продукты чужого труда – труда рабочего класса.

Два других источника дохода Маркс рассматривает тоже под углом зрения отношений между классами: размер земельной ренты определяется в результате борьбы между арендатором и земельным собственником; заработная плата определяется враждебной борьбой между капиталистом и рабочим. Мысль о том, что реальное жизненное содержание всех источников дохода составляет борьба классов общества, является результатом, к которому Маркс самостоятельно пришёл на первой стадии своих экономических исследований. Молодой Маркс увидел отсутствие гармонии и наличие антагонизма классов, превращающего жизнь современного ему общества в непрерывную войну противоположных интересов. Это поистине война всех против всех. Особенно страдают от этой войны рабочие. Как бы ни складывалась ситуация, рабочий всегда оказывается побеждённым. Чтобы предельно убедительно доказать эту мысль, Маркс анализирует положение рабочего во всех трёх возможных состояниях общества:

1/ если богатство общества приходит в упадок, то больше всех страдает рабочий;

2/ если богатство общества прогрессирует, то рабочие надрываются на работе, вследствие чего сокращается продолжительность их жизни. Увеличивая число продуктов своего труда, они лишь увеличивают противостоящую им чужую собственность;

3/ если рост богатства общества достиг своей высшей точки, то конкуренция между рабочими очень велика, зарплата достаточна лишь для поддержания данного числа рабочих и не допускает увеличения их количества.

Итак, рост богатства капиталистов неизбежно имеет своим следствием рост нищеты и страданий рабочих. Существование рабочего сводится к условиям существования любого другого товара. Рабочий стал товаром, и счастье для него, если ему удаётся найти покупателя, пишет Маркс. Политическая экономия предстаёт перед ним не как наука о процветании экономики, а как наука обогащения немногих лиц за счёт разорения и обнищания большинства нации; это наука не о гуманности, а о корыстолюбии.

Следует также отметить в качестве значительного экономического труда лекции Маркса на тему «Наёмный труд и капитал» /1847/, прочитанные им немецким рабочим в Брюсселе. Как отдельная книга лекции вышли только в 1880 г. Труд также следует рассматривать как важный этап в теоретическом формировании экономической теории марксизма. На первом плане в нем стояла идея разоблачения наёмного рабства при капитализме. Маркс подчёркивал, что заработная плата вовсе не является долей рабочего в произведённом им товаре, а оказывается всего лишь особым названием «цены труда» и сам рабочий принадлежит всему «классу буржуазии в целом», ибо не может покинуть фабрику под угрозой голодной смерти. Уделом рабочего становится минимум заработной платы, определяемый «ценой необходимых жизненных средств», помогающих сохранить рабочего как рабочего и подготовить его как рабочего. Прибыль трактовалась как излишек стоимости, созданной трудом, над стоимостью труда. Здесь Маркс ещё не выходит за рамки представлений Рикардо о труде и заработной плате как цене труда. Капитал в работе трактуется не как вещь, а уже как буржуазное производственное отношение. Наёмный труд и капитал взаимно обусловливают друг друга, причём интересы наёмного труда и интересы капитала диаметрально противоположны. Намечена и историческая тенденция накопления капитала. Таким образом, работа стала этапом на пути к написанию главного труда Маркса – «Капитала» /1867/.

Более всего внимания Маркс счёл необходимым уделить исследованию капитала, другая часть его работы – исследование денег. В главе о деньгах были даны основы его теории денег, вошедшей в «Капитал». Но основная часть рукописи была посвящена капиталу. Деньги трактовались как форма движения капитала. Много внимания уделялось первоначальному накоплению капитала. В работе нашло отражение одно из важнейших открытий Маркса, без которых невозможно понять его теорию капитала. Это учение о рабочей силе как товаре. С помощью открытия этого товара и его свойств Маркс сумел разрешить противоречие, перед которым остановилась вся домарксистская политическая экономия: если рабочий продаёт капиталисту свой труд, то тогда согласно закону стоимости за труд и получает. Каков же тогда источник прибыли капиталиста? Открытие товара «рабочая сила» позволило Марксу дать объяснение процессу обмена между трудом и капиталом, а доход капиталиста объяснить на основе закона стоимости. В научный оборот вводились новые понятия: «прибавочная стоимость», «норма прибавочной стоимости», «постоянный капитал», «переменный капитал» и др. Присвоение капиталистами прибавочной стоимости рассматривалось Марксом как сущность капиталистической эксплуатации. На этом основании он считал, что общество является несправедливым и неэффективным. Частная собственность на средства производства создает возможности эксплуатации, поэтому она должны быть устранена.

Маркс считал, что на смену товарному капиталистическому производству придёт коммунистическое общество, основанное на общественной собственности и общности интересов всех его членов. Общество будет вести плановое хозяйство, уничтожит отчуждённый труд и сделает своей целью всестороннее развитие всех его членов. Понятия «социализм» Маркс не употреблял, говоря о коммунистических качествах будущего общества, но считал, что между капитализмом и коммунизмом лежит переходный период. Маркс сам активно участвовал в организационном оформлении рабочих в партию коммунистов, которая, по его мнению, и возглавит борьбу против буржуазии за уничтожение частной собственности и создание общества, свободного от эксплуатации.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.