Учет доходов и расходов Выведение финансовых результатов аптечной организации
Помощь в ✍️ написании работы
Финансовый результат – это разница между доходами и расходами организации, образующимися в процессе кругооборота капитала.
Положительный результат называется прибылью, отрицательный - убытком.
Капитал – это деньги, вложенные в предпринимательскую деятельность или пущенные в оборот для получения дохода.
Отсюда, процесс учета финансовых результатов должен рассматриваться как процесс учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности организации с целью повышения эффективности этой деятельности.
1. Доходы организации
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (имущества) и погашения обязательств (дебиторской задолженности), приводящее к увеличению капитала организации, кроме вкладов учредителей.
В бухгалтерском учете в зависимости от характера, условия получения и направления деятельности доходы подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от операций, составляющих предмет деятельности организации. Для аптеки основным доходом является выручка от продажи товаров и услуг.
Прочими доходами являются доходы от операций не являющихся предметом деятельности организации. Для аптеки этими доходами могут быть:
1) выручка от продажи имущества (не товара) или имущественных прав (патентов),
2) плата за сдачу имущества в аренду;
3) полученные организацией штрафы и пени (за нарушение договорных обязательств);
4) подаренное аптеке имущество;
5) кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
6) прибыль прошлых периодов, но выявленная в отчетном периоде;
7) положительные курсовые разницы по валютным операциям;
8) дооценка имущества;
9) излишки имущества, выявленные в момент инвентаризации;
10) прочие доходы (не названные выше).
В налоговом учете доходы организации делятся на реализационные и внереализационные.
Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в денежной и натуральной форме. Все остальные доходы считаются внереализационными.
Задачами учета доходов являются:
1) формирование полной и достоверной информации о доходах для целей управления организацией: контроля за источниками получения доходов, ценообразования и других (эту задачу реализует бухгалтерский учет);
2) контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль (эту задачу реализует налоговый учет).
Порядок бухгалтерского учета доходов организации определяет ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом МФ РФ № 32н от 1999 г.
Учет доходов для целей налогообложения регламентируется Налоговым кодексом РФ (2-я часть, 25-я глава «Налог на прибыль организации»).
Доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств или другого имущества. Так, выручка от реализации определяется по факту отпуска товаров покупателю, а не его фактической оплаты.
Выручка от продажи признается доходом без НДС, т.к. аптека выступает только в качестве посредника по уплате этих налогов между покупателями и государством. Предоплата (аванс, залог) за товар не признается доходом, т.к. в этот момент не перешло право собственности на товар покупателю.
Основанием для признания доходов являются первичные документы, бухгалтерские справки-расчеты. Систематизация информации о доходах осуществляется в регистрах аналитического (бухгалтерского и налогового) и синтетического учета.
Синтетический учет доходов организуется на пассивных результативных счетах 90 «Продажи», 99 «Прибыли и убытки».
2. Расходы организации
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества) и возникновения обязательств (кредиторской задолженности), приводящее к уменьшению капитала организации, кроме уменьшения вкладов учредителей.
Как и доходы, расходы связаны с определенными направлениями деятельности организации, поэтому их классификация во многом аналогична классификации доходов.
В бухгалтерском учете в зависимости от характера, условия получения и направления деятельности расходы подразделяются на:
1) расходы по обычным видам деятельности;
2) прочие расходы.
Для аптеки расходами от обычных видов деятельности являются расходы, связанные с приобретением и продажей товаров, оказанием услуг.
Эти расходы формируют 1) расходы по приобретению товаров (покупная стоимость или себестоимость товаров) и 2) расходы в сфере товарного обращения (расходы на продажу).
Расходы по обычным видам деятельности включаются всебестоимость реализуемых товаров и услуг, т.е. компенсируются покупателями.
Прочие расходы относятся непосредственно на финансовый результат (уменьшение прибыли).
Прочими расходами являются:
1) расходы, связанные с продажей, выбытием имущества (не товара),
2) расходы, связанные со сдачей имущества в аренду;
3) уплаченные аптекой штрафы и пени (за нарушение договорных обязательств);
4) благотворительные взносы;
5) дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
6) убытки прошлых периодов, выявленные в отчетном периоде;
7) отрицательные курсовые разницы по валютным операциям;
8) уценка имущества;
9) прочие расходы (не названные выше).
В налоговом учете расходы организации делятся на реализационные и внереализационные.
По экономическому содержаниюрасходы от реализации подразделяются на следующие элементы:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
С позиции налогового учета важно деление расходов на реализацию по способу отнесения на себестоимость товаров и услуг на прямые и косвенные.
Прямые – это расходы, непосредственно связанные с осуществлением конкретного вида деятельности организации, например, реализации товаров и услуг.
Для аптеки прямыми расходами, связанными с реализацией товаров, являются
1) расходы по закупке товаров с целью дальнейшей перепродажи (себестоимость реализованных товаров);
2) транспортные расходы или на завоз товаров, если они не включены в себестоимость товаров.
Косвенные – это расходы, обслуживающие одновременно различные виды деятельности: торговую, управленческую, складскую и др. Для аптеки - это все остальные реализационные расходы (издержки обращения).
Расходы, не включенные в перечень реализационных, считаются внереализационными.
Все расходы по формированию финансового результата для целей налогообложения делятся на неограничиваемые (учитываемые в полном объеме) и ограничиваемые нормами. К ограничиваемым (нормируемым) расходам относят естественную убыль товаров, некоторые расходы на рекламу, представительские расходы и некоторые другие.
Задачами учета расходов являются:
1) формирование полной и достоверной информации о расходах для целей управления организацией: калькулирования фактической себестоимости товаров и услуг, контроля за использованием ресурсов и других (эту задачу реализует бухгалтерский учет);
2) контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль (эту задачу реализует налоговый учет).
Порядок бухгалтерского учета расходов организации определяет ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом МФ РФ № 33н от 1999 г.
Учет расходов для целей налогообложения регламентируется Налоговым кодексом РФ (2-я часть, 25-я глава «Налог на прибыль организации»).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий деятельности, независимо от времени их фактической оплаты в денежной или иной форме. Например, заработная плата начисляется за январь месяц, в полном объеме выплачивается в феврале, признается в качестве расходов на оплату труда в полном объеме при формировании финансового результата в январе.
Прямые расходы относятся на финансовый результат пропорционально объемамдеятельности, на которую они приходятся, т.е. объемам реализации. Косвенные расходы относятся на финансовый результат в полном объеме.
Неограничиваемые расходы включаются в себестоимость товаров и услуг в полном объеме. Ограничиваемые расходы для определения величины бухгалтерской (фактической) прибыли учитываются в полном объеме, а для целей исчисления налога на прибыль - в пределах установленных норм.
Основанием для признания расходов являются первичные документы, бухгалтерские справки-расчеты. Систематизация информации о расходах осуществляется в регистрах аналитического (бухгалтерского и налогового) и синтетического учета.
Синтетический учет расходов осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу» (активный, калькуляционный) и выше названных результативных счетах.
3. Порядок формирования финансового результата и его использования
Формирование финансового результата от обычных видов деятельности
Для исчисления доходов от операций реализации от реализации предназначен счет 90 «Продажи» (операционно-результативный).
Ежемесячно со счета 90 списывается конечное сальдо равное разнице между кредитовым и дебетовым оборотами на счет 99, поэтому счет сальдо не имеет.
В кредите обобщается информация о доходах от обычных видов деятельности, а именно:
1) выручка от реализации товаров населению,
2) выручка от реализации товаров МО и др. организациям,
3) комиссионное вознаграждение за отпуск ЛП населению бесплатно.
Выручка отражается в розничных ценах с НДС. Общий объем выручки равен кредитовому обороту 90 счета за отчетный период.
В дебете отражается информация о расходах по обычным видам деятельности, а именно:
1) НДС на реализованные товары.
Поскольку НДС не является доходом организации, то стоимость реализованных товаров должна быть уменьшена на сумму НДС, начисленную для уплаты в бюджет.
2) Себестоимость реализованных товаров.
Себестоимость реализованных товаров представляет собой расходы на закуп, которые являются прямыми расходам, т.е. связанными с реализацией, поэтому списываются пропорционально объему реализации.
В аптеках, которые ведут учет выручки в розничных ценах, показатель рассчитывается:
2.1. Реализация в о.ц. (с/с) = Реализация в р.ц. без НДС – ТНр.
2.2. Реализация в р.ц.без НДС = Реализация в р.ц. с НДС (КО 90 счета) – НДС (см. п 1).
8) Вариант А) Прибыль от реализации = КО1 – ДО1, если КО1 > ДО1
8) Вариант Б) Убыток от реализации = ДО1 – КО1, если ДО1 > КО1
ДО =
КО
Ск -
Ск -
Формирование итогового финансового результата.
Для определения финансового результата предназначен счет 99 «Прибыли и убытки» (финансово-результативный).
На счете 99 в течение отчетного года накаливается информация о доходах и расходах от обычных видах деятельности и прочих.
В конце отчетного года счет закрывается (выравниваются обороты) и рассчитывается финансовый результат от хозяйственно-финансовой деятельности аптеки, который отражается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (пассивный, фондовый).
Отражение операции на счетах:
1.
Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки:
Вариант А) чистая (нераспределенная) прибыли
или
Вариант Б) чистый (непокрытый) убытка
99
84
84
99
Счет № 99 «Прибыли и убытки»
Дебет
Кредит
Сн -
Сн -
Убыток от реализации
Прибыль от реализации
Сальдо прочих расходов
Сальдо прочих доходов
ДО1 (предварительный)
КО1 (предварительный)
Налог на прибыль = Балансовая прибыль (КО1 – ДО1) х ставка налога на прибыль (20 %)
Вариант Б) Чистый убыток =
ДО1 – КО1, если ДО1 > КО1
ДО2
Вариант А) Чистая прибыль =
КО1 – ДО2, если КО1 > ДО2
ДО =
КО
Ск -
Ск -
Формирование финансового результата находит отражение в «Отчете о финансовых результатах».
Оставшаяся после уплаты налогов в распоряжении организации прибыль используется по следующим направлениям:
1) формирование резервного капитала;
2) выплаты дивидендов учредителям и акционерам частными организациями, отчисления в бюджет унитарными предприятиями;
3) прирост собственных источников приобретения активов и развитие социальной сферы.