Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Основные характеристики миграционных потоков  

 

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков,можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивыперемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемостимигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. Всоответствии этим была составлена систематизационная таблица, в которойотражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционныхпроцессов в России. (Приложение 4).

По данным таблицы можно констатировать:

· активное вовлечение России в миграционный обмен на

разныхуровнях, как на международном, так и на государственном;

· увеличение доли семейной миграции и снижение доли

мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении ролимиграции населения в регулировании демографических процессов (это оченьважно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечаетсядемографический кризис);

· низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание

среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев   практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начатьс внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти90%) общего миграционного оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась.

Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечаетсяболее высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению сгородскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельскогонаселения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные восновном в Европейской части России.

В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако насегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие иотдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуютгустонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн.чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области(юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию ЕвропейскогоСевера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположенынекомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.).К ним относятся: северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток,Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другиерегионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональныхотношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплатазаработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствиеуверенности в завтрашнем дне.

Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степениподвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальнойадаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономическиепроцессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целомсовпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отраслис прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года сталииспытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровеньприватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания,эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкийуровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынкатоваров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящеевремя также не рассматривается специалистами в качестве существенного резервазанятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработицапорождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев ибеженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок кпрофессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства нерасполагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бынайти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации

вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социальногоположения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровненегативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.«Свидетельством этого могут служить такие данные социологическогоисследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27%опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное затруднение».[3, с. 31].

Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными.

Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые ониимели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областныхмиграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещениемигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснениязаконодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам ивынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса,многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собойникакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическаяпроцедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). Внемалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняетсянеудовлетворительным организационно-техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов,это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. Вряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденныхпереселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применениевысококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты изчисла вынужденных мигрантов.

Социально-экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев,юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов,негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этойкатегории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратноймиграции переселенцев в прежние места проживания.

Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятыйзакон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для выхода напенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет).Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людейпредпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобыполучить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих этогосударство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свойтруд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, вслучае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г.достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

Исследования показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальнойадаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья натерритории Российской Федерации преобладает формально – механический подход,ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно неучитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых – антропологов осуществовании «культурной дистанции» даже среди жителей разных регионов однойстраны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционнуюпрограмму, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следуетдополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулироватьблок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденныхпереселенцев и беженцев. Схематично

можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер ипоследовательность их применения:

1. Развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по

общероссийскому и региональному телевидению, проблем переселенцев.

2. Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной

поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства.

Фонд стаким названием существовал в послевоенной ФРГ, пополнялся

 каждым гражданиномстраны в соответствии с его доходом. Из него

беженцам выдавались льготныекредиты для строительства жилья,

обеспечивалось их социальное страхование,включая помощь в случае

безработицы. Он стал реальным фактором сплочениянации и

самоутверждения обездоленных переселенцев.

3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко

регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных

переселенцев,внести необходимые дополнения в Конституцию страны,

утвердив принцип«национальной солидарности». Достаточно сказать,

что такой закон был принят вФРГ в мае 1953 года и на долгие годы

определил статус беженцев, уравняв их в правах с остальными

немцами, на основе их принадлежности к одному народу,

предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба.

4. Разработать комплекс мер, побуждающих государственные и

частные банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые

компании,благотворительные фонды и производственные предприятия

оказывать переселенцамна льготных условиях материальную и

финансовую помощь на долгий срок (навозвратной основе в течение

10-25 лет). Например, во Франции государствовоздействовало на все

банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять

репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.