Этапы и особенности развития биржевого рынка Украины
Помощь в ✍️ написании работы
Учреждения биржевой торговли в Украине связывают с открытием в 1796г. товарной биржи в г.Одессе и в 1834 г. - в г. Кременчуг.
В целом, можно выделить следующие этапы развития биржевой торговли:
Ø 1796- 1860 гг. Зарождение биржевого движения. Характерными особенностямиэтого периода является создание и функционирование нескольких товарных бирж с незначительными объемами соглашений, несовершенством механизмов организации товаров, а также то, что не все товары были предметом биржевого оборота.
Товарные биржи этого времени не играли существенной роли и на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции. Торговля осуществлялась в основном зерновыми и, как правило, небольшими партиями.
1861 - 1900 гг. Активизация и специализация биржевой торговли. Характерним для этого периода является экономический взлет и развитие товарно-денежных отношений. Товарные биржи создаются во всех торговых центрах Украины, строятся элеваторы, появляются коммерческие банки, начинает работать так называемый подтоварный кредит, в основном для торговли хлебом, расширяются сети железных дорог, совершенствуются транспортные средства, что существенно влияет на интенсивность развития биржевой торговли.
1900 - 1914 гг. Институализация биржевого рынка. Биржи этого периода надежно вошли в народное хозяйство страны и имели существенный удельный вес на оптовом товарном рынке. Как правило, это были специализированные биржи торговли отдельными видами продукции, а именно хлебные биржи, фруктовые, мясные, винные и другие, среди которых наибольшие биржевые обороты имела Киевская товарная биржа, Николаевская хлебная и Одесская зерновая бирже.
Но начало Первой мировой войны, а затем события в 1917 г. привели к полному прекращению деятельности всех товарных бирж Украины.
1920 - 1928 гг. Возрождение биржевой торговли в условиях новой економической политики. Внутренняя экономическая политика государства позволила возобновить работу всех товарных бирж, которые действовали до 1917г. Основными задачами товарной биржи были:
• выполнение посреднической деятельности;
• самостоятельная регуляция товарных рынков.
Товарная биржа формировалась как корпорация, имела устав, ее членами могли быть все формы предприятий (государственные, частные, смешанные), которые оплатили вступительный взнос.
Товарная биржа была универсальной, через ее каналы проходило сырье - вина, топливо, оборудование и другая продукция. Однако запрещались спекулятивные операции, строго соблюдался принцип сохранения контрольных позиций государственных и смешанных предприятий на общих собраниях и в биржевых комитетах.
1990 гг. Развитие биржевой торговли в условиях становления рыночных отношений. Характерными особенностями становления биржевого рынка этого периода является:
Ø нахождение его экономической сущности;
Ø создание правовой базы;
Ø формирование организационной структуры; проработка функциональной модели;
Ø проработка механизма биржевого ценообразования.
В процессе организации и активизации деятельности товарных бирж решающая роль принадлежит Закону Украины "О товарной бирже ", введенного с января в 1992 г. Состоянием на апрель в 1992 г., в Украине начинает функционировать около 70 товарных бирж. их биржевый оборот составляет около 10 млрд. руб. (1,81 млн. дол. США).
Часть сельскохозяйственной продукции в структуре биржевого оборота была незначительна и составляла около 6%.
На протяжении 1992 - 1994 гг. наблюдался спад биржевой активности, постепенно сокращались объемы биржевых соглашений, количество действующих товарных бирж, в том числе и таких, которые торговали агропродукцией и зерном.
Этот процесс частично обусловленно тем, что торговля на товарных биржах организовывалась не по всем представленными товарам, а продавались исключительно биржевые товары, вся другая продукция проходила через небиржевой оптовый рынок.
Также негативно повлиял на деятельность биржевого рынка введенный в 28.02.1992 г. Закон "О налогообложении доходов предприятий и организаций", согласно которому посредническая деятельность, а именно налог на прибыль от аукционов, биржевых торгов, закупочно-торговой деятельности был определен в пределах 75%. Только Закон Украины "Оналогообложении доходов предприятий" от 28.12.1994 г., дает законодательную основу для возрождения биржевой деятельности в Украине, поскольку налог на посредническую деятельность снижен до 45%. Это и обусловило в 1995 г., значительную активизацию биржевого рынка.
Производители продукции начали самостоятельно реализовывать ее по контрактам (в том числе государственным) через торговые биржи и контрактные дома, заготовительные посреднические организации.
В 1996г. биржи работали уже во всех регионах Украины. Через них реализовывались значительные объемы товарной продукции. Объемы реализации
зерна достигли в 1996 г. 3 млн. т., а семян подсолнуха - 450 тыс. т. Биржевая торговля способствовала выравниванию и стабилизации цен. Удельный вес сельскохозяйственной продукции и продовольствия в торговом обороте бирж составляет 50%.
Среди наиболее активных региональных бирж можно назвать:
Со второй половины в 1996 г. в биржевой торговле наблюдался спад активности. Объемы соглашений, которые заключались на товарных биржах, торгущих агропродукцией, уменьшились в 3,6 раза. По мнению специалистов, причины спада биржевой торговли продукцией заключаются в следующем:
Ø отмена обязательного экспорта продовольственной продукции через биржевой товарный рынок, как временного в условиях экономического кризиса явления;
Ø неправомерные административные вмешательства в перемещение продукции по территории страны;
Ø заблокированность счетов товаропроизводителей и, как следствие, большое количество бартерных операций по отдельным видам продукции (превышает 50%-ний бар 'єр);
Ø несовершенная система налогообложения;
Ø несоответствие продукции европейским стандартам качества;
Ø отсутствие гарантий выполнения биржевых соглашений, которое привело к уходу зарубежных покупателейс украинского рынка и др.
Главной причиной большого размаха бартерных соглашений стал неефективний, законодательно не подтвержденный биржевой механизм, невыполнение брокерами и клиентами взятых устных и контрактных обязательств. Именно поэтому товаропроизводители отдают преимущество бартерным соглашениям и используют расчеты наличными.
Затухание биржевых процессов оказало негативное влияние на общую ситуацию в формировании рыночной среды страны, которая привела к возникновению негативных явлений на рынке сельскохозяйственной продукции:
Ø замедлилось преодоление разницы в ценах на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары и услуги;
Ø ослабился процесс формирования оптового рынка и его инфраструктуры;
Ø выросли теневой сегмент рынка и объемы бартерного обмена, что обусловило негативные последствия не только для товаропроизводителей, но и для бюджета государства;
Ø расширились объемы продажи по демпинговым ценам и неплатежи.
Начиная с 1999 года наблюдается значительная активизация биржевой торговли вообще, и биржевой торговли агропропродукцией в частности.
Новыми тенденциями на биржевом рынке является заключение форвардных соглашений последующего экспорта продовольствия, ассортимент которого значительно расширяется.
В современном понимании товарные и фондовые биржи - это научно, информационно и технически организованный рынок товаров и ценных бумаг, которые действуют по принципам:
Ø проверка качества и надежности товаров и ценных бумаг;
Ø установления на основе аукционной торговли единственной цены на товары и единственного курса на одинаковые ценные бумаги одного эмитента;
Ø гласность биржевых операций.
Деятельность биржевого рынка предусматривает:
Ø взаимосвязь бирж, информационный обмен и координацию торгов в режиме реального времени с учетом региональных особенностей и специализации товаропроизводства;
Ø создание гарантийного товарного и финансового механизма заинтересованности участников биржевого рынка;
Ø участие государства в создании, функционировании и развитии биржевого рынка через соответствующие структурные подразделения Министерства аграрной политики.
Влияние на рыночные процессы при этом обеспечивается, в первую очередь, через наблюдательные советы и биржевые комитеты бирж, а также через наблюдателей районных управлений.
На пример, операции из покупки-продажи сельхозпродукции Министерство осуществляет через специальные брокерские конторы - государственных агентов, которые действуют на Украинской аграрной бирже, а в случае необходимости - на региональных биржах и в торговых домах.
Существенным недостатком функционирования отечественных бирж является недостаточно отработанный механизм торговли фьючерсными контрактами, что не дает возможности производителям и потребителям классических биржевых товаров застраховаться от риска неблагоприятной конъюнктуры на ринке реального товара с помощью операций, связанных с хеджированием. Эти операции являются весомым регулирующим фактором ценового баланса товаров и тормозным механизмом инфляционных процессов в странах с развитой рыночной экономикой.
Недостатки в организации биржевого рынка вызваны, в первую очередь, концептуальной бессистемностью перехода Украины к рыночным отношениям и пробелами нормативно-законодательной базы. Они негативно влияют на эффективность биржевых структур и практически делают невозможной реализацию основной функции товарной биржи - обеспечение оптовой торговли.
Регулирование биржевой деятельности
Регулирование биржевой деятельности - это упорядочивание работы бирж и заключение биржевых соглашений на основе установленных правил и требований.
В историческом аспекте регуляция биржевой деятельности развивалась по следующим направлениям:
- регулирование со стороны государства (государственное регулирование);
- регулирование со стороны бирж и других участников рынка (применение принципа саморегулирования биржевого рынка).
Государственный контроль биржевой деятельности базируется на соблюдении таких принципов биржевой деятельности:
Ø общественной полезности;
Ø гласности и открытости биржевых торгов;
Ø доверия;
Ø саморегулирования;
В Украине участие государства в содействии и развитии деятельности товарных бирж основывается на законодательно нормативном его регулировании, обеспечении условий свободной конкуренции для всех участников биржевой торговли, защиты их экономических прав, свобод, правопорядка.
Целью государственной регуляции биржевого товарного рынка в Украине является:
Ø формирование и обеспечение единой государственной политики относительно биржевого рынка, как фактора рыночного планирования, ценообразования и обеспечения возможной стабилизации цен при инфляционных процессах;
Ø координация деятельности центральных органов государственной исполнительной власти по вопросам функционирования товарного биржевого рынка;
Ø привлечение правительственных структур, государственных и негосударственных организаций для содействия развитию товарного биржевого рынка;
Ø рассмотрение и утверждение Правил выпуска и обращения товарных де-ривативов;
Ø упорядочивание деятельности биржевых посредников и регистрация их самрегулирующих организаций;
Ø содействие созданию единого информационного пространства для открытости торговли и определения рыночных цен, с учетом переходных запасов и потребностей товарного рынка Украины и експортного потенциала государства;
Ø координация работы относительно профессиональной подготовки (повышение квалификации) специалистов по вопросам товарного биржевого рынка и биржевых посредников;
Ø содействие внедрению новых для Украины биржевых технологий - фъючесных контрактов и опционов, электронных биржевых и торгово-информационных систем;
Ø назначение на сертифицированные биржи своих представителей, которые контролируют выполнение биржами законодательства Украины;
Ø сертификация субъектов биржевого товарного рынка (товарные биржи, биржевые посредники, биржевые составы, электронные биржевые торгово-информационные системы, расчетно-клиринговые учреждения);
Ø осуществление контрольно-наблюдательных и разрешительно- регистрационных функций.
Вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность товарной биржи из организации и регуляции биржевой торговли, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, не допускается.
Решения органов государственной власти и местного самоуправления, которые ведут к невыполнению, частичному невыполнению биржевых контрактов, нанесение убытка сторонам биржевых контрактов, признаются незаконными.
Убытки, нанесенные действиями этих органов, включая упущенную выгоду, возмещаются в полном объеме из соответствующих бюджетов.
Разработка правовой основы государственной регуляции биржевой деятельности в Украине базируется на действующих законах, постановлениях, положениях и указах,основными из которых является:
1. Гражданский кодекс Украины.
2. Закон Украины "О предприятии" от 7 февраля в 1991 г. с последующими дополнениями и изменениями.
3. Закон Украины "О товарной бирже" от 10.12.91 с последующими изменениями и дополнениями.
4. Законы Украины "О налогообложении" от 25.06.1991 г.,с последующими изменениями и дополнениями., "О налогообложении доходов предприятий и организаций" от 21.02.1992 г.с последующими изменениями и дополнениями., "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.1994 гс последующими изменениями и дополнениями.
5. Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18.06.1991 г.с последующими изменениями и дополнениями.
6. Указы Президента "О государственном контракте на сельськохозяйственную продукцию на 1995 год" от 16.01.1995 г., "Обудовлетворении государственных и региональных потребностей в сельськохозяйственной продукции на 1996 г. ", от 18.01.1996 г., "О мероприятиях по обеспечению формирования и функционирования аграрного рынка" от 06.06.2000г. и "О безотлагательных мероприятиях по стимулюванию производства и развития рынка зерна" от 29.06.2000 г.
7. Постановления Кабинета Министров Украины "Об ускорении организации биржевого сельскохозяйственного рынка" от 17.11.1995 г., "О государственной комиссии по вопросам организации биржевого с. г. рынка" от 11.04.1996 г. и "О составе Государственной комиссии по вопросам организации биржевого сельскохозяйственного рынка " от 02.12.1995 г.
Украинские биржи также используют принцип саморегулирования. Каждая биржа разрабатывает определеные внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой ее биржевой деятельности.
В Учредительном договоре биржи перечислены ее учредители, их права и обязанности, определена цель создания биржи, первобытный размер уставного фонда, разделение его на секции и порядок распределения их между участниками, порядок распределения прибыли и создание резервного фонда; изложены условия приостановления деятельности биржи; указано местонахождение и реквизиты биржи.
Устав биржи включает: общие положения; размер периодических (ежегодных) взносов основателей биржи; размер, порядок создания и изменения уставного капитала и фондов биржи, прибыль биржи и ее распределение; права и обязанности членов биржи; управление биржей; учет и отчетность биржи.
Правила торговли на бирже предусматривают: порядок проведения торгов; порядок выставления и снятия с торгов биржевого товара; виды, порядок регистрации, оформления и расторжение биржевых соглашений, решения споров и санкции за нарушение правил биржевой торговли.